|
Ярослава Науменко из Алматы
Казнет “заработал” в 2009 году 379 миллионов долларов. Однако если доходы от рекламы составили 5 миллионов долларов, а прибыль интернет-магазинов всего 84 тысячи, то из кармана налогоплательщиков на “электронный госзаказ” ушло почти 90 миллионов долларов... И по этим деньгам чиновники толком отчитаться так и не смогли. Такие данные были озвучены на форуме “Развитие интернет-сферы в Центральной Азии InternetCA-2010”, который состоялся в Алматы
По крайней мере, нигде в Сети в свободном доступе вы не найдете подробные “сметы”. Таким образом, информатизация страны стала очень удобной “кормушкой” для чиновников, что не может не беспокоить местное сообщество - эксперты считают многие госзаказы малоэффективными. Те IT-специалисты, кто знает ситуацию изнутри, скептически замечают, что из 90 миллионов долларов половина точно пошла на откаты.
Действительно, интернет-портал стоимостью по полмиллиона долларов заинтересовал бы финансовую полицию в любой развитой стране мира. Никто не спорит, хорошее серверное оборудование весьма недешево, но и отдача должна быть от проектов соответствующая.
Что же у нас? Скажем, запущенный год назад с подачи государства видеохостинг “kaztube.kz” (его рекламировали даже члены правительства) так и не стал местным аналогом популярного во всем мире youtube.com. А потратили на “казтьюб” 130 тысяч долларов... И это при том, что не дизайнер Артемий Лебедев наши сайты делает.
Электронное правительство - актуальная, замечательная идея. Его создание действительно стоит больших денег. Однако кто из нас регулярно посещает государственные сайты? Наверняка 99 процентов казахстанцев заходят лишь изредка, да и то разве что жалобу премьер-министру в блог написать. Настолько неудобна система, начиная с интерфейса. А ведь так называемое “юзабилити” сайта (удобство использования) является одним из главных условий его существования. Если с сайтом трудно работать, посетители уходят и не возвращаются.
Камшыбек Касымбеков, руководитель проектов компании Namba Media, в презентованном на форуме исследовании “Интернет в Казахстане” (подготовлено международным центром журналистики Medianet в партнерстве с несколькими НПО) подчеркивает, что электронное правительство - это не просто сайты и блоги министерств или документооборот. “Это огромный комплекс мероприятий, включающих решение инфраструктурных проблем, проблем с образованностью населения. Пока же электронное правительство - это статья, на которую можно тратить бесконечное количество бюджетных денег”.
Кстати, в докладе говорится, что гораздо важнее, наконец, узаконить в Казахстане “электронные деньги”. Это удешевило бы микроплатежи в Сети и привлекло бы в Казнет тысячи активных покупателей. А то пока, чтобы закинуть деньги на яндекс-кошелек или web-money, приходится обращаться к посредникам, что удорожает покупки и оплату услуг.
Кроме того, как показывают цифры, больше всего Интернет в Казахстане посещает молодежь в возрасте от 15 до 25 лет. Если говорить об интернет-коммерции, то это не самая платежеспособная часть пользователей. Если экстраполировать российскую картину на казахстанские реалии (а это в целом можно сделать, взяв данные исследовательского холдинга “Ромир”), то окажется, что среди реальных покупателей преобладают люди старше 25 лет с высоким доходом, высшим образованием, жители столицы. Посетители, не совершающие покупок - это молодежь и лица со средним и низким уровнем дохода.
Выводы таковы: для развития интернет-коммерции в Казнете нужно привлекать людей старшего возраста. Хотя какие-то рекомендации уже и давать-то боязно - завтра чиновники радостно разработают очередную неработающую программу, получат свои миллионные откаты, а “воз проблем” останется там, где стоял.
У Казнета хватает “застарелых” проблем (несовершенство законодательства и прочее), которые озвучиваются на различных интернет-мероприятиях уже который год. Однако один из спикеров Бекнур Кисиков (главный редактор encyclopedia.kz) обратил внимание на новую угрозу - киберсквоттинг.
“Киберсквоттинг - это приобретение доменных имен, созвучных с названиями известных компаний или просто с “дорогими” названиями с целью их дальнейшей перепродажи или размещения рекламы. Люди, практикующие такие действия, называются киберсквоттерами. Название произошло от слова “сквоттинг”, означающего самовольное поселение”, - сообщает Википедия.
- И компаниям приходится бороться, так как доменное имя - это товарный знак, его стоимость может доходить таким образом до 5-10 миллионов долларов, - сказал Бекнур Кисиков. - Сегодня в Казахстане нет четкого прописания, что делать с доменным именем.
По словам спикера, у нас существует право на товарный знак, но его оформление требует много времени, нервов, денег.
- Потому любой предприимчивый киберсквоттер может зарегистрировать свой товарный знак на мое доменное имя и забрать у меня домен, - говорит Бекнур Кисиков. - Очень много таких прецедентов, и сейчас мы наблюдаем конфликт вокруг форума “Центр тяжести”... Так, сейчас идет борьба с обладателем товарного знака. Это будет прецедентом для казахстанского законодательства и для Казнета. Это очень интересно вне зависимости от исхода. Поэтому хотелось бы, чтобы база данных по регистрации доменных имен и база данных казпатентной организации были взаимообогащаемы. Это избавит нас от вышеупомянутых судебных прецедентов в дальнейшем.
Кстати, не нужно считать киберсквоттеров просто мелкими жуликами. Многие из них очень серьезно подходят к скупке доменов - ведь дело касается огромных денег. Так, корпоративные сквоттеры (которые продают имена компаниям) изучают рынок, возможности слияний и поглощений, чтобы в итоге сегодня зарегистрировать на себя сайт компании, которая появится только завтра. |