|
Войны не кончаются, они отдыхают
Парк культуры - это за поворотом?
Пять лет тому назад в Алматы проходил очередной медиа-форум, одной из тем которого была “Проблема освещения террористических актов”. Выступал по ней английский тележурналист Джонатан Чарльз из Би-би-си, говорил много и поучительно. О том, как нужно освещать теракты и как плохо это делают, например, российские тележурналисты. Плохо, потому что не дают полной информации и часто ссылаются на версии властей.
В том же, 2005 году пришлось автору этих строк оказаться на родине Чарльза, в Лондоне, и аккурат 7 июля, когда там рвануло сразу в четырех местах. Взорвали три поезда лондонского метро и один автобус.
Погибли 52 человека, ранено было свыше 770. Это был первый теракт в Западной Европе, устроенный террористами-смертниками. Все эти четверо бомбистов оказались рожденными на Британских островах, хотя их родители приехали из различных мусульманских стран.
То, что показала 7 июля, да и в последуюшие дни Би-би-си, было стыдно смотреть - это была работа не журналистов, а правительственных пропагандистов, которые “выдавали” в эфир только то, что озвучивали различные чины из полиции и других официальных инстанций.
Как очевидец, скажу - ни на Тэвисток-сквер, где взорвали автобус, ни на Элдгейт стэйшн, где раздался первый взрыв в метро, камер Би-би-си вблизи мест происшествий не было. Специально искал, чтобы посмотреть-поучиться - как это суперпрофессионалы, коллеги велеречивого Джонатана Чарльза работают. Но их там не было. Потом стало ясно - почему. И “картинка” на телеэкране висела одна и та же, - вид развороченного даблдеккера издалека, метров за пятьдесят. Так она и провисела несколько дней, не меняясь.
Поэже мне объяснили, что в Англии есть специальные правила, согласно которым журналистов даже близко к месту взрывов не подпускают, а информацией они должны пользоваться только официально подтвержденной. И ни слова больше. Никаких версий, домыслов и фантазий. Вот ведь как. Болтуном и краснобаем оказался мистер Чарльз, как, впрочем, и большинство из заезжих менторов, что учат нас, учат...
Но удивило не только это. Сами лондонцы, которые оказались не просто подавленными, а какими-то совершенно измененными. Жители города, пережившего нацистские бомбардировки, знавшего теракты ирландских националистов, не могли найти никакого объяснения случившемуся в июле 2005 года. Это было за рамками их понимания и восприятия мира. Как если бы кому-то из них сказали:
- А знаешь, Вселенная-то, оказывается, заканчивается где-то за Альфой Минотавра. Скоро “Бритиш эйрвейз” будет билеты туда продавать, не хочешь слетать?
Поверить в это было невозможно, но и игнорировать сей факт было нельзя. Поэтому предпочитали молча и изумленно верить. Нет, не в Альфу Минотавра, а в то, что было на Тэвисток и Элдгейт стейшн: оказывается, такое может быть даже в Лондоне. А может, и везде.
Через пару лет мы пересеклись с Чарльзом на журналистской конференции в Праге, я спросил его:
- Как же так, где же ваша хваленая правдивая и оперативная информация?
- Брось, - ответил он, - когда идет война, то не до принципов. Нужно драться и помогать своим солдатам победить врага. |