Вопросы министру информации
“Эпохальное” новообразование Министерства информации и связи с выведением из поля его деятельности вопросов культуры должно по поручению президента Н.А.Назарбаева решить насущный вопрос - усилить работу правительства на информационном поле страны, особенно с учетом бурно развивающихся электронных СМИ.
Назначение на данный пост молодого “технаря” Аскара Жумагалиева призвано обеспечить синергию новых технологий (учитывая богатый опыт г-на Жумагалива в “Казахтелекоме”) и эффективных быстрых решений.
Что можно ждать от работы министерства? На мой взгляд, прежде всего выработки информационной стратегии на ближайшие два-три года, предусматривающей увеличение рейтингов и популярности казахстанских (русскоязычных и казахскоязычных, государственных и частных, печатных и электронных) СМИ на нашем же информационном поле. Не секрет, что умы казахстанцев в подавляющем и критическом, с политической точки зрения, большинстве находятся под влиянием зарубежных информационных источников, а это не может не беспокоить правительство. Газетные прилавки на 80 процентов забиты зарубежными изданиями, рейтинги ОРТ и других российских и украинских каналов в 2-3 раза превышают рейтинги казахстанских программ, выводя из страны рекламные бюджеты, более 60 процентов казахстанских интернет-пользователей “висят” на российских ресурсах, в стране более 1,2 миллиона частных спутниковых тарелок, это означает, что одна треть казахстанцев не смотрит вообще ни одного казахстанского канала. При этом вещание передач на казахском языке в прайм-тайм в кабельных сетях не превышает 5 процентов, а доля казахскоязычных интернет-ресурсов менее 3 процентов.
Учитывая продолжающееся снижение рекламных бюджетов и вынужденные сокращения штатов казахстанских телекомпаний, закрытие отечественных газет и журналов, ситуация уже давно переросла за критические отметки, что не должно не вызывать обеспокоенность с точки зрения возможности правительства проводить какую-либо информационную работу вообще. Фактически для того, чтобы обратиться к казахстанскому зрителю, правительству надо выходить на российские СМИ, что отнюдь не представляется нормальной ситуацией.
Миссия Министерства информации на данном этапе “предпосткризисного” бурного развития (если честно, то на информационном поле предстоит весьма серъезная работа, и света в конце тоннеля пока не видно) заключается не в “налаживании добрососедских отношений и взаимопонимания” между министерством и независимыми СМИ, как то представлял один из замов министерства, а именно (и это важно) в создании Министерством информации благоприятных законодательных и экономических условий для развития казахстанских государственных и частных СМИ, привлечении казахстанского зрителя, читателя и интернет-пользователя в уникальное казахстанское информационное поле посредством ряда протекционистских, налогово-льготных и прочих мер, предусматривающих как стимулирование рекламного рынка, так и развитие казахстанского развлекательного и другого программного контента, расширения и развития казахскоязычных СМИ и пр. Кстати, отмечу для сравнения: в СУАР (КНР) есть два казахских телеканала и дубляж обеспечивает поголосовой перевод на казахский язык более 380 фильмов в год - каждый день казахи в Китае смотрят новый фильм на родном языке (новый!). При этом дубляж также предоставляет по 6 (шесть!) часов мультфильмов на казахском языке ЕЖЕДНЕВНО. И это ради 1,2 миллиона казахов в Поднебесной...
Не посыпая голову пеплом, думаю, оценкой работы министерства станет изменение рейтингов казахстанских каналов (скажем министерство должно повысить на 30 процентов рейтинги казахстанских телеканалов до конца года), и здесь нет никаких чудес или ноу-хау, можно посмотреть тот же украинский опыт. А пока же третья крупнейшая кабельная компания “Айкон ТВ” объявила, что с апреля намерена взимать по полмиллиона тенге с казахстанских телеканалов за присутствие в их кабельных сетях (при этом зарубежным каналам они платят, а не наоборот). Естественно, большинство казахстанских каналов, подтопленных кризисом, откажутся, и в результате более 90 000 абонентов “Айкон ТВ” (а это более 30 0000 человек) с апреля перестанут смотреть казахстанские телеканалы. Должно ли министерство информации вмешиваться в таких случаях или оставлять все на откуп СМИ - решать им... Но смотреть-то нам и нашим детям!ф |