|
Наша газета уже рассказывала о преобразованиях, которые переживает горнолыжный комплекс “Шымбулак”. Проект по его реконструкции сегодня активно внедряется в жизнь. Об этом сообщили журналистам на пресс-конференции его создатели. Пожалуй, одна из главных достоинств проекта - его экологичность. Или по-другому - бережное отношение к горной экосистеме. К примеру, в соответствии с проектом планируется уже в следующем году полностью прекратить автомобильное движение по дороге от “Медеу” до “Шымбулака”, что уже дает основания для оптимизма. Казахстанский “Шымбулак” в ближайшем будущем имеет все шансы стать высокогорным курортом мирового класса
Проект реконструкции горнолыжного комплекса “Шымбулак” с момента его принятия вызывал много разговоров. Беспокойство общества можно понять: речь идет о природных богатствах и национальном достоянии. Надо сказать, компания, занимающаяся развитием курорта, проводила общественные слушания и приглашала всех, кому небезразлична судьба курорта, к обмену мнениями. На страницах нашей газеты также звучала критика проекта, на что разработчики представили нам своего рода отчет о предстоящей работе. Так получилось большое и детальное интервью. Главное впечатление от того разговора и, в целом, от проекта можно сформулировать так: если все, что запланировано, воплотится в жизнь, “Шымбулак” действительно сможет получить второе рождение. Причем на гораздо более качественном уровне. Учитывая, что одна из главных целей реконструкции - подготовка к зимним Азиатским играм в 2011 году, новые подходы в этом вопросе просто необходимы. По словам проектировщиков, два основных столпа реконструкции - это международные стандарты качества и бережное отношение к горной экосистеме.
Обратимся к деталям. Прежде всего нас волнует экологичность проекта. Как повлияет реконструкция на состояние горной экосистемы? Участники пресс-конференции (Юрий Эйдинов, директор бюро менеджеров Казахстанского агентства прикладной экологии, Ермурат Атабаев, генеральный директор экологического природного парка “Медеу”, а также гендиректор Иле-Алауского государственного национального природного парка Абай Бегембетов) в один голос утверждают, что уже сейчас можно говорить об улучшении экологической ситуации.
Дело в том, что проектом для решения этого вопроса предполагается внедрить целый комплекс мероприятий. И один из них - практически полное прекращение активного движения автомобилей от “Медеу” до “Шымбулака”. Этот факт говорит о многом. Именно автомобильный транспорт стал причиной загрязнения воздуха, почвы в Алматы и предгорьях. “Шымбулак” и “Медеу” - не исключение. Если вспомнить, какое огромное количество транспорта поднималось до этого времени по горным дорогам, то становится понятно, почему надо обратить внимание именно на ограничение движения автомобилей. Что и произойдет в следующем году. Функционирование канатной дороги, подземные автопаркинги - все это позволит избежать загрязнения окружающей среды. Автомобили будут оставаться в паркингах, а горнолыжники по канатным дорогам подниматься до места назначения. Качество строительства гондольной дороги и автопаркинга контролирует компания Savant, которая является международным консультантом по вопросам качества строительства.
Таким образом, будет решена глобальная задача - освобождение “Шымбулака” от транспорта. По дорогам курорта будут передвигаться только специальные автомобили, и это, на наш взгляд, самый лучший выход из положения: нет авто - нет и главного источника загрязнения. А канатные дороги, гондолы смогут дать людям необходимый комфорт передвижения, как это и сделано на ведущих горнолыжных курортах мира.
Разработчики также предполагают внедрить на объектах курорта чистые и малоотходные технологии, программы ресурсосбережения и передового экологического менеджмента.
Как говорят эксперты, установка современного противопожарного и противолавинного оборудования также положительно отразится на экологии, ведь именно лесные пожары являются одной из главных бед наших гор.
Сохранить и преумножить богатство нашей природы - одна из основных задач проекта реконструкции “Шымбулака”. Так, компания-застройщик обязалась высадить на территории курортов более тысячи деревьев. Уже сейчас в районе плотины появилось более 750 хвойных деревьев, работы по озеленению продолжаются.
Наконец, решится еще одна важная проблема - мониторинг состояния окружающей среды горной системы. Дело в том, что до сих пор он фактически не проводился в наших горах: они традиционно считались чистыми. В этой связи проектом предусмотрено введение такого мониторинга, уже закупается соответствующее оборудование для передвижных станций. Теперь состояние окружающей среды горной системы должно будет отслеживаться по всем правилам и нормам.
Еще один важный вопрос, который нельзя обойти вниманием, - безопасность катания. По словам руководителя проекта по реконструкции “Шымбулака” Славенко Бадуры, этому вопросу в ходе реконструкции уделяется повышенное внимание. Помимо расширения трасс, расчищения их от камней и неровностей планируется официально внедрить правила поведения на снежном склоне, каковые имеются на всех мировых курортах. Так называемый снежный патруль будет следить за их неукоснительным соблюдением.
Как говорит Владимир Юн, технический директор СП ГК “Шымбулак” уже закуплено новое медицинское оборудование, системы экстренного реагирования, а также автомобиль, укомплектованный всем необходимым для оказания первой помощи. Более того, с начала сезона вводится бесплатное (!) страхование отдыхающих на “Шымбулаке”. Можно констатировать: впервые нас ожидает такой современный цивилизованный подход к охране здоровья лыжников.
Все эти обстоятельства не должны отразиться на ценовой политике курорта. Как говорит руководство СП ГК “Шымбулак”, цены остаются на прежнем уровне. Важно отметить, что “Медеу” и “Шымбулак” будут открыты для отдыхающих на протяжении всего времени реконструкции.
Другая проблема, которая волнует многих лыжников, - снег на склонах. Порой его бывает недостаточно для полноценного катания. И здесь также используются решения, применяемые на мировых горнолыжных курортах. Современная система для производства искусственного снега продлит сезон катания до пяти месяцев в году - кататься можно будет с начала ноября и до конца апреля.
В чем преимущества новой системы? Создавая под действием минусовой температуры более плотное, чем естественное, покрытие, искусственный снег делает спуск и катание комфортным, позволяя не реагировать на капризы природы. Установка таких “снежных пушек” уже практически завершена и начнет давать результаты уже в текущем горнолыжном сезоне.
Канатным дорогам на “Шымбулаке” также уделяется особое внимание. Их проверили на безопасность и надежность. В результате на всех трех подъемниках будут заменены несущие канаты. Продолжается и запланированное строительство гондольной дороги. Шеф-монтаж на стадии строительства гондольной дороги осуществляет компания Doppelmayr - крупнейший в мире проектировщик и производитель канатных дорог. Как говорит главный инженер по шеф-монтажу компании Doppelmayr Ханс-Петер Циммерман, после ее ввода в строй подъем станет гораздо быстрее и комфортабельнее. “Подача гондол будет происходить каждые 14 секунд, - объясняет он. - Пропускная способность дороги составит до 2000 человек в час, а время в пути сократится почти в три раза - до 15 минут. При этом главный акцент сделан нами на комфорт и безопасность людей. Подобные дороги установлены компанией в 80 странах мира”.
Это всего лишь краткий обзор того, что представляет собой проект реконструкции высокогорного курорта. Проект включен в число прорывных, составляющих государственную программу “30 корпоративных лидеров Казахстана”. Как утверждают разработчики проекта, после 2015 года развитая сеть канатных дорог и разработанных трасс сможет принимать за сезон около 20 тысяч горнолыжников и сноубордистов. Перспективы довольно впечатляющие. Главное, сохранить неповторимый шарм наших гор, создать условия для их устойчивого развития. Думается, при том экологически грамотном подходе, который сейчас демонстрируют и обещают в будущем строители, наш “Шымбулак” не только примет Азиаду, но и войдет в число крупнейших мировых горнолыжных центров. |