Анна Шелепова
Казахстан - первая среднеазиатская страна - стал председателем в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Литовская Республика также станет первым государством из стран Балтии, которое будет председательствовать в ОБСЕ в 2011-м. Казахстан и Литва договорились, что в годы председательства обеих стран приоритетными направлениями станут развитие и расширение транспорта
В республику в рамках Международной конференции “Роль логистики на пути Азия - Европа” прибыл Витаутас Наудужас, специальный представитель Казахстана в ОБСЕ во время председательства его в ней.
- Г-н Наудужас, как Вы прокомментируете председательство Казахстана в ОБСЕ?
- Примите искренние поздравления по поводу председательства Казахстана в ОБСЕ. Вы первая страна, которая председательствует в организации из бывших республик Советского Союза и вы достойны этого. Это признание международной общественностью ваших великолепных результатов, вашей стабильности, толерантности, прежде всего в экономическом развитии. Вы прекрасно знаете, что в прошлом году ВВП Казахстана достиг почти 120 миллиардов долларов. И если вы вот так быстро пойдете вперед, то лет через 20, возможно, войдете и в группу G-20.
Мы восхищаемся тем, что вы сумели аккумулировать астрономические суммы иностранных инвестиций. В прошлом году эта цифра достигла примерно 30 миллиардов долларов.
Я сам участвовал в церемонии начала председательства Казахстана в ОБСЕ 14 января в Вене и могу сказать, что с большим вниманием выслушал выступления президента Нурсултана Назарбаева и госсекретаря - министра иностранных дел Каната Саудабаева. Тогда они подчеркнули необходимость баланса трех дименсий ОБСЕ: военно-политической, экономической, демократии и человеческих прав.
- Как, по-Вашему, чего должен добиться Казахстан за этот год?
- Я считаю, что крайне важно восстановить Шелковый путь. Он проходил и по территории Казахстана, но спустя две тысячи лет мы вряд ли можем похвалиться, что перевозим по этому пути несоизмеримо больше груза...
Кто сегодня самый большой экспортер товаров? Это Китай. Но он транспортирует товары морскими путями, почему не делать то же самое по суше? Так как инфраструктура сейчас уже есть, единственный вопрос в том, как усовершенствовать пересечение границ, таможни. Возможны ли отмена визового режима, введение электронного декларирования, унификация процедур пересечения границ? До вступления Литвы в ЕС у нас были такие очереди на границе Литва - Польша, что вы просто не поверите! Люди стояли в очередях по несколько суток...
- Что Вы думаете по поводу вступления Казахстана в Таможенный союз с Россией и Белоруссией?
- Цены возрастают во многих странах. Я не думаю, что цены в вашей стране будут подниматься все время. Цены стабилизируются и опустятся. Казахстан - мощнейшая страна. Вы настолько богаты природными ресурсами, что найдете выгоду и в Таможенном союзе.
- Каковы эксклюзивные черты Казахстана как председателя в ОБСЕ?
- Когда Казахстан принял председательство, многие специалисты отметили одно отличие от других председательствующих стран - это прагматизм. Наша конференция - “Роль логистики на пути Азия - Европа” - индикатор прагматизма. Прагматизм исходит снизу, и авторы этого мероприятия - представители евроазиатского бизнеса - собрали в Казахстане множество компаний из разных стран мира. Вы уже подняли так высоко планку, что повторить то же самое не так легко, и не только нам, но и последующим председателям в ОБСЕ.
- Не все политики и страны к роли Казахстана как председателя в ОБСЕ относились однозначно. Как бы Вы прокомментировали критику?
- Казахстан - это не только огромное азиатское государство, но и европейское.
Европейская часть Казахстана превышает территорию стран Бенилюкса, вместе взятых, и только несколько уступает территориям стран Балтии, плюс ко всему даже если не обращать внимания на географию, трудно вообразить, что основные грузопотоки в будущем пройдут мимо Казахстана...
- Каковы задачи Литвы как следующего председателя в ОБСЕ?
- Транспортные задачи не могут быть решены в течение года, и мы будем продолжать вашу тематику. При этом, вероятно, возникнут не менее важные новые задачи по вопросам энергетической и транспортной безопасности. |