Оптимизация штатов - уволить сто пожарных, наняв одного глотателя огня
Работа - не волк
Остаться без работы - всегда семейная трагедия. Остаться без работы сегодня - это очень мрачная трагедия. Хотя бы потому, что экономического бума в обозримом будущем не предсказывают даже штатные официальные оракулы и, следовательно, увеличения числа рабочих мест нигде особенно не предвидится.
Что толку приводить официальную статистику о казахстанских безработных? “На декабрь минувшего года число официально зарегистрированных безработных составило...”. Ну кто поверит в эти цифры? Кто вообще способен доверять нашей статистике? Около шестисот тысяч трудоспособных людей у нас якобы не работают. Это около семи процентов трудоспособного населения. Цифирь нормальная, вполне сообразуемая с показателями “в развитых европейских странах”. Там тоже - около семи процентов.
А вот член общественной палаты Оразалы Сабден в эту статистику не верит открыто и публично. По его мнению, в действительности уровень безработицы в Казахстане намного выше, чем приводит в своих данных Министерство труда и социальной защиты.
- Причина в том, что в Казахстане многие самозанятые, особенно в сельском хозяйстве, отнесены к работающему населению, - говорит он, - хотя фактически не имеют работы. Многие из них вынуждены выезжать на заработки в крупные города, например, в Алматы, в некоторых случаях - в Россию.
По его данным, уровень безработицы в Казахстане колеблется в пределах восемнадцати-двадцати процентов от трудоспособного населения, и число их составляет вовсе не шестьсот тысяч, а где-то полтора-два миллиона человек.
Известный казахстанский экономист Канат Берентаев говорит:
- В Казахстане есть такой показатель, как самозанятые, составляющие почти треть всех трудовых ресурсов. Это люди без будущего. Они не могут рассчитывать на нормальную пенсию, не пользуются никакими социальными благами, рассчитывают только на свои силы.
Это - люди в тени. Их статистика как бы не видит. И, по самым осторожным оценкам весьма, надо отметить, ответственных и авторитетных людей, в эту тень ушел или каждый пятый, или каждый третий из тех, кто мог бы работать, платить налоги, быть полноценным членом общества. То есть каждый пятый или каждый третий из нас - безработный. А вот это уже до европейских цифирь далековато. Это уже через такой край, который пугает своей безысходностью. |