|
Привычка “открытых дверей” с безответным восточным гостеприимством больше не отвечает политике позиционирования Казахстана как локомотива региона. Ведь последние годы, как показала история, Казахстан неизменно вытаскивал законодательную дубину накануне либо в процессе переговоров по отдельным нефтяным проектам
Достаточно вспомнить 2004 год, когда Казахстан принял поправки в законодательство о недропользовании, согласно которым государство обладало преимущественным правом на выкуп высвобождавшейся доли в проекте. Тогда под эгидой этих поправок АО “НК “КазМугайГаз” стало соучастником Кашаганского проекта.
Годом позже - в 2005-м, эти поправки были расширены и на материнские компании во время переговоров с “ПетроКазахстаном”. В итоге КМГ получил 33 процента в “ПетроКазахстане” и половину Шымкентского нефтеперерабатывающего завода. Причем нацкомпания выкупила эти активы у Nations Energy Co Ltd в рассрочку, заняв деньги у... главного претендента на эти активы китайской компании CITIC.
Очередной всплеск “справедливости” в законах начался летом этого года, когда правительство решило потеснить международный консорциум Agip KCO, ведущий разработку Кашагана, превратив КМГ из владельца доли в 8,33 процента в “крупного участника”. А заодно вытребовать в качестве “моральной” компенсации за отсрочку начала промышленной добычи на месторождении Кашаган с 2008 года на второе полугодие 2010 года 7 миллиардов долларов.
С августа казахстанская сторона и Eni ведут переговоры по урегулированию возникших вопросов. Астана сразу же заявила, что если результаты переговоров не удовлетворят правительство или они зайдут в тупик, то она может предпринять односторонние действия в целях защиты своих национальных интересов, согласно законодательству республики.
И тут же в очередной раз перекроила законодательство.
Сначала парламентарии в экстренном порядке одобрили предложенные правительством изменения в Закон “О недрах и недропользовании”, согласно которым государство вправе расторгать контракты в сфере недропользования, в том числе и ранее заключенные, в одностороннем порядке, если действия инвестора создают угрозу национальной безопасности республики. При этом от компетентного органа правительства не требуется обращения в суд или арбитраж.
Затем появилась идея ввести новый вид контрактного документа в сфере недропользования - сервисное соглашение. Согласно этому виду соглашений, все месторождения, все минеральные ресурсы остаются в собственности государства, государство лишь нанимает компанию, чтобы она разрабатывала это месторождение, осуществляла его эксплуатацию, получая за это денежное вознаграждение. При этом правительство всерьез вознамерилось отменить СРП как модель контрактов на недропользование. Разумеется, при сохранении ранее заключенных контрактов.
Тогда основной причиной отказа от СРП называлось усложненное налогообложение. “На сегодняшний день налогообложение по СРП в нашей республике крайне сложное и непрозрачное вследствие применения системы триггеров (показателей), которые декларативно призваны гарантировать стабильные отчисления без платежей недропользователей государству. А на самом деле позволяют минимизировать налоги путем регулирования возмещаемых затрат”, - заявлял ранее начальник управления департамента налоговой политики и прогнозов Минэкономики Галымжан Жакупов. Кроме того, размеры специальных платежей и налогов недропользователей, включая доли Казахстана по СРП, устанавливаются в ходе заключения контракта, что не исключает элемента субъективизма и создает условия для коррупции.
Теперь решено облегчить схему налогообложения, заменив рентный налог налогом на добычу полезных ископаемых. Одна из объективных причин - прозрачность. На круглом столе, посвященном правовым вопросам налогообложения недропользования, в минувшую пятницу было заявлено, что “рентный налог показал свою неэффективность и непрозрачность, а налог на добычу полезных ископаемых является одним из прозрачных налогов, который очень легок в администрировании и прост в собираемости”. При этом говорилось, что рентный налог - “это практически неработающий налог”. “Он так сконструирован был. Задумка была хорошая, фактически же получилось наоборот”, - заявил вице-министр финансов республики Даулет Ергожин. “На сегодняшний день есть определенные налоги, такие, как роялти и рентный налог, которые в общей массе уплаты налогов практически не уплачиваются”, - добавил вице-министр. По его данным, за январь - сентябрь текущего года сборы по рентному налогу составили 504 миллиона тенге.
Налог же на добычу полезных ископаемых “обеспечит республику стабильными доходами от минеральной сырьевой базы Казахстана, которая по праву принадлежит нашей стране”. По мнению Минфина, введение нового налога увеличит налогооблагаемую базу недропользователей, как минимум, в 2 раза.
При этой форме налогообложения размер налога будет зависеть от объема добычи сырья и его стоимости на мировых рынках. “На сегодняшний день, я думаю, и многие мои коллеги согласятся, что это правильно. В тот момент, когда растут цены на минеральное сырье во всем мире, Республика Казахстан - владелец сырьевой базы - должна получать адекватную прибыль и извлекать рентный доход. Почему мы должны делиться этой прибылью безгранично, безраздельно?” - обосновывает новый ход правительства Ергожин. “Мы должны рентную прибыль, как это положено в любой другой экономике, извлекать. А при нынешнем росте цен (мировых. -
“НП”) на минеральное сырье мы должны извлекать ее в максимальной форме”, - заявил вице-министр.
Соответствующие поправки в Налоговый кодекс Минфин планирует внести в правительство на рассмотрение в течение ближайшего месяца. А в начале следующего года они поступят уже в парламент.
Планируется, что новый налог начнет действовать уже с 2009 года и охватит все, без исключения, добывающие компании по всем проектам, включая и СРП. А это означает фактически пересмотр всех ранее заключенных контрактов. Ведь в случае изменения налогооблагаемой базы весь смысл Соглашения о разделе продукции теряется.
В общем, практика “защиты интересов Казахстана” путем внесения поправок в законодательство о недропользовании уже давно превратилась в некий инструмент запугивания. Этакая дубинка перед каждыми эпохальными переговорами. А главное - все законно: Казахстан просто подгоняет свое законодательство под мировые стандарты.
Астана |