Ярослава Науменко
Британская BG Group и итальянская Eni из консорциума Karachaganak Petroleum Operating собираются продать, по крайней мере, 10 процентов акций месторождения Карачаганак. Как говорится, свято место пусто не бывает, и свою долю в месторождении уже собирается увеличить правительство республики. Может ли причиной этих уходов стать спор между властями и консорциумом по поводу экспортных пошлин?
Напомним, консорциум Karachaganak Petroleum Operating разрабатывает нефтегазовое месторождение Карачаганак. В мае 2008 года Казахстан установил пошлину на вывоз нефти в размере 109 долларов за тонну, в сентябре повысил ее до 209 долларов. Снизили пошлину до нуля, но не отменили полностью лишь в январе из-за угрозы прекращения экспорта нефти.
Несмотря на отмену пошлины, с британской BG Group задним числом принудительно взыскали более 700 миллионов долларов. Еще 500 миллионов долларов - штрафы и налоги. Консорциум в ответ заявил, что Казахстан нарушил соглашение о разделе продукции, которое отменило введение экспортной пошлины на нефть. Поэтому поводом для отказа от части активов, как полагают аналитики, все же стал конфликт компаний и правительства.
На BG и Eni приходится по 32,5 процента от общей доли консорциума, ChevronTexaco - 20 процентов и “Лукойл” - 15. Минэнерго Казахстана и “КазМунайГаз” уже начали переговоры по вхождению в консорциум, который будет управлять месторождением до 2038 года.
Сейчас Казахстан активно увеличивает свое участие во многих проектах. В начале девяностых, когда мы подписывали контракты с зарубежными компаниями, условия для нас были далеко не самыми выгодными. Оказалось, что большая часть нашей нефти нам не принадлежит вовсе.
Тем не менее череда конфликтов с зарубежными инвесторами началась сразу после внесения поправок в Закон “О недрах и недропользовании”. Двадцать лет назад страна привлекла зарубежных инвесторов выгодными условиями работы и гарантировала защищенность инвестиций. Однако теперь чиновники резко изменяют свою прежнюю позицию. Время покажет, было ли столь радикальное решение верным. Хотя BG уже заявила о приостановлении иска на полтора миллиарда долларов в отношении казахстанского правительства на период переговоров, на рассмотрении в казахстанских судах находится еще немало дел, связанных с защитой инвесторами своих прав. |