Юлиана Жихорь, Алла Иванилова
Казахстан опять “вляпался” в некрасивую оружейную историю. И опять, кроме нас, в ней фигурирует Северная Корея. Правда, на сей раз Астана замешана лишь косвенно - самолет, на борту которого было обнаружено нелегальное оружие, в недавнем прошлом принадлежал Казахстану, а экипаж состоял из наших граждан и Беларуси
Ил-76, задержанный в Бангкоке с оружием на борту, вызвал целый шквал международных разбирательств. Тот факт, что четверо из пяти членов экипажа - граждане Казахстана, автоматически бросает тень на нашу страну. Помимо всего прочего, он напоминает миру не очень давнюю историю с попыткой Астаны продать несколько МиГов Пхеньяну. Теперь вот очередной незаконный груз, и опять в “деле” фигурируют “давние знакомые” - Казахстан и КНДР: Ил-76 с казахстанским экипажем прилетел на дозаправку в Бангкок из Пхеньяна.
Астана отреагировала моментально. Председатель комитета гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Радильбек Адимолда сообщил, что борт действительно когда-то числился за Казахстаном, но 7 октября 2009 года был продан грузинской авиакомпании.
А то, что четверо членов экипажа являются казахстанскими гражданами, то, как пояснил Адимолда, они раньше работали в казахстанской частной авиакомпании East Wing и сейчас находятся в отпуске без содержания.
Руководитель Единой транспортной администрации Грузии признал, что самолет числится в реестре одной из грузинских авиакомпаний, но указал, что он был передан в лизинг украинской авиакомпании, которая осуществляет перевозку грузов. (Однако по данным казахстанского МИД, “задержанный в Бангкоке самолет Ил-76 зарегистрирован в Грузии на компанию Air West Georgia Ltd. Он был арендован новозеландской компанией SP Trading Ltd для осуществления перевозки грузов”.) На Украине тоже не подтвердили факт аренды грузинского самолета. Но официальные власти Киева сообщили, что Ил-76 приземлялся в украинском аэропорту 8 декабря для дозаправки, но в тот момент был без груза.
Один из членов “прославившегося” экипажа - Михаил Петухов из Беларуси - рассказал властям Таиланда, что самолет вылетел с Украины в КНДР. По дороге в Пхеньян экипаж совершил три остановки: в Азербайджане, ОАЭ и Таиланде, все три раза для дозаправки.
Приняв в Северной Корее на борт груз, самолет взял обратный курс. На обратном пути он должен был дважды останавливаться для дозаправки - в Таиланде и Шри-Ланке. У тайских спецслужб своя версия: часть груза должны были выгрузить как раз на Шри-Ланке, а остальное - доставить в одну из стран Ближнего Востока.
Петухов также утверждал, что экипаж не знал о военном характере груза, заявляя, что их наняли исключительно для транспортировки и в известность о том, что предстоит транспортировать, их никто не ставил.
30 тонн различного оружия, в числе которого ракеты, гранатометы, зенитно-ракетные комплексы, реактивные гранаты, сейчас хранятся на базе ВВС Таиланда. На местном телевидении прозвучала версия, что тайской полиции “посоветовали” обыскать подозрительный самолет американские спецслужбы, контролирующие все, что связано с Пхеньяном. Санкции в отношении КНДР запрещают поставки оружия Пхеньяну. Однако здесь ситуация прямо противоположная - это Северная Корея продает оружие непонятно кому: продажа вооружения является одним из немногочисленных источников поступления твердой валюты в северокорейский бюджет в условиях все тех же санкций ООН против Пхеньяна.
В понедельник суд Таиланда принял решение, что экипаж Ил-76 проведет под стражей еще 12 суток. Казахстанский МИД уже сообщил, что “дипломатическая миссия РК в Бангкоке проводит работу с таиландской стороной с целью защиты прав и интересов граждан РК”. Пресс-секретарь министерства Ильяс Омаров также отметил, что МИД РК готов пойти на экстренные меры для защиты интересов своих граждан.
Астана |