|
Анна Шелепова
В будущем году Казахстан станет первой страной бывшего СССР, которая вступает в права председательства в ОБСЕ, чем, естественно, берет на себя определенные обязательства. Кроме этого нам предстоит еще одно большое событие - создать с Россией и Белоруссией Таможенный союз. Что об этих важных для нас шагах думают известные люди России - поинтересовался корреспондент газеты “НП”
Сергей Брилев, заместитель директора ТРК “Россия”: “Казахстан - одна из немногих стран, где я не чувствую себя за рубежом. Это связано не только с общим международным кодом +7, но и с тем, что у людей похоже работают мозги, плюс мы похожи сами, я говорю не только о русских, но и о казахах.
Мы два разных государства - это бесспорно, но то, что мы должны быть вместе, - это не вызывает сомнений. У меня лично сомнений в отношении Казахстана меньше, чем в отношении Украины и Белоруссии, и то, что создается Таможенный союз - дело очень хорошее. Для нас рынок не сильно расширяется, но в принципе, 15 миллионов казахстанцев и около десяти миллионов белорусов - тоже существенно.
Правда, в силу того, что мы с вами европейцы только условные и рационализма нам не хватает по определению всегда, мы будем в наших потугах больше походить на МЕРКОСУР - общий рынок Бразилии и Аргентины, чем на общий рынок ЕС. Они тоже создали Таможенный союз, и все время идет какая-то война - то яблочная, то винная, то гаечная, то отверточная и так далее. Поэтому создание Таможенного союза будет муторным процессом. В одночасье все не решится, потребуется не одна, не две, а может, даже десятки встреч не только министров, но и высших руководителей. Политиков, которые будут давать этому процессу очередные импульсы.
Но это надо сделать... Это, в общем-то, здорово - расширять географические границы!
Что касается ОБСЕ, если у Казахстана получится провести саммит - это будет славно. Потому как ОБСЕ - организация из серии: “Доктор, скажите, больной перед смертью потел? Потел - это очень хорошо” - вот, в принципе, краткое содержание ОБСЕ за последние 15 лет, наверное... Я помню, ездил на саммит ОБСЕ в Лиссабон в 1996 году, и мы были на таком же этапе философских обсуждений, потому что европейская ООН из ОБСЕ не получилась, достигнуть консенсуса в годы холодной войны тоже не вышло, а сейчас, когда холодная война закончилась, а количество участников расширилось эволюционно, тем более тяжело. Есть определенная фракция среди мировых международников, которая считает, что было ошибкой включать в ОБСЕ азиатские страны бывшего Советского Союза. Я не считаю это ошибкой.
Но понятно, что такое количество стран сделало организацию еще менее управляемой, чем она была. Казахстан в этом смысле занимает уникальную позицию, потому что, будучи страной евразийской, в том числе, по ментальности, Казахстан, может быть, как никто, сведет все страны. Сделать что-нибудь полезное и много, наверное, Казахстан не успеет, но и собрать всех на саммит - уже неплохо”.
Владимир Жириновский, заместитель председателя Госдумы, лидер ЛДПР: “Я буду говорить то, что думаю, и это будет резко отличаться от того, что говорил наш президент. Я считаю незаконным трансформацию СССР. Если мы хотим жить в правовом государстве - мы должны это признать: последняя советская Конституция не предполагала распускать государство. Это был в чистом виде уголовный государственный переворот. А мы ставим памятник Ельцину...
Я не призываю вернуться куда-то, просто нужно дать правильную оценку незаконности трех переворотов, в том числе и 8 декабря 1991 года.
Хорошо, если ОБСЕ возглавит Казахстан, но я не очень, видимо, разбираюсь в географии... ОБСЕ - это Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Какое отношение Казахстан имеет к Европе? То есть география должна быть.
То же касается Таможенного союза. Хорошо, давайте пойдем по европейскому варианту, там тоже создавался Евросоюз, в конце концов, они пришли к тому, что сегодня общая Конституция, общий президент и так далее. У нас все это уже было. Мы можем повторить свой путь. Правда, у Европы нет единого языка, там 26 языков и валюты нет. Евро - искусственная валюта. А у нас есть хороший рубль. Поэтому здесь я вижу перспективы”.
Макс Шевченко, член общественной палаты, телеведущий: “К Союзу не вернемся, а прямые формы интеграции, я думаю, тяжело, медленно, но все-таки будут развиваться. То, что Таможенный союз - огромный скачок вперед, это однозначно. Но давайте думать, что делать дальше, что нам надо, чтобы мы дальше развивались?
Все гадости, которые говорят про Таможенный союз, - это черная пиар-кампания, которая ведется противниками сближения Россия и Казахстана. Пиар-кампании, конечно, приплачиваются с Запада, который напряженно смотрит на Таможенный Союз.
Я не уверен, что Казахстан будет “подверстываться” под Россию по всем таможенным пошлинам, допускаю, что может быть и обратный процесс.
Я не могу говорить об экономических аспектах, но с политической точки зрения сближение Казахстан и России - вещь полезная”.
Москва |