|
Всякий талант в конце концов зарывают в землю
Посредственность всегда в форме
Ермека Турсунова представлять не надо. Это один из самых талантливых современных казахстанских художников. Все, за что бы он ни брался, - это не просто искусство, это неповторимое своеобразие и совершенно новое слово в нашей болотной рутине и отсталости. Таким же новым и честным словом стала кинокартина Турсунова “Келiн”, уже получившая европейское признание.
А вот в Отечестве Ермека Турсунова травят со всех сторон. Нет, это не критика его искусства, не дискуссия - можно ли так ставить фильмы или нет? Это не полемика, а именно травля со всех сторон. Ермека уже обвинили в антипатриотизме и спекуляции на национальных чувствах. В том, что он поставил не то кино, а надо бы поставить хвалебное и респектабельное. А он показал все, как оно есть. И получилась правда.
На днях к травле подключились некие активисты молодежных организаций, направившие возмущенное послание в ряд инстанций, в том числе правоохранительных. Молодые патриоты возмущены тем, что “Келiн” выставлена претендентом от Казахстана на получение “Оскара”.
Фильм, по мнению этих активистов, аморальный и недостоин представлять страну.
Вся эта вакханалия - один из ответов на вопрос: почему у нас, например, никогда не будет ни талантливого, самостоятельного телевидения, ни самобытного, развивающегося кино? Наверное, уже понятно. Потому, что все талантливое - оно далеко не всегда смотрится в строю, а его нарушает. Как сказал однажды Илья Ильф: “Все талантливые люди пишут разно, все бездарные люди пишут одинаково и даже одним почерком”. А у нас ходить строем и петь хором часто считается патриотичным.
Вообще, наши патриоты, в том числе и молодые, весьма избирательны. Вот наброситься скопом на кого-то одного - они вполне смелые. Или выступить, к примеру, “против проникновения иностранного капитала в казахстанскую экономику”. Иностранный капитал при этом мыслится вполне определенный - либо западный, либо российский.
А вот когда китайские товарищи не то чтобы “проникают” в казахстанскую экономику, а просто ее к рукам прибирают, когда они все наши законы не просто нарушают, а знать их не хотят, когда они казахстанских рабочих не просто увольняют, а гонят их с нефтяных месторождений, когда они не просто качают нефть из казахстанских недр самым варварским, грязным способом, а и возят ее к себе в дырявых цистернах, так что разливается она по степным просторам бескрайними лужами.
Или когда студентов, которые обучаются на казахстанские гранты за рубежом, обманывают и фактически обирают чиновники, о чем неоднократно писали наши газеты. Или юноши и девушки, покидающие детские дома и поневоле пополняющие уличный криминал, потому как им некуда деваться - нет жилья, нет работы, нет перспективы. Не к кому им больше пойти, как к преступным “доброхотам”.
Тогда вот молодежных активистов с их крикливыми инициативами что-то не видно. И патриоты что-то помалкивают.
Недавно один медийный чиновник из Астаны сетовал на то, что по тому же “ящику” нечего смотреть, кроме “российского контента”. И это, на его взгляд, весьма опасно. Вот уж проникновение, так проникновение - и не в экономику, а напрямую - в умы и сердца. И из его слов следовало: почему бы не запретить и это безобразие? “Отрубить” пагубное влияние - может быть, хоть это подвигнет к развитию отечественного телевидения?
Надо полагать, что эти заботливые слова скоро найдут отклик и в сердцах соответствующих активистов, и процесс выбирания достойного и морального в искусстве будет вскоре продолжен. |