|
Алла Иванилова
КРОТкий грабитель
В октябре в Астане предотвратили беспрецедентное банковское ограбление. Однако по горячим следам найти преступника, который с помощью подкопа пытался украсть деньги, полицейским тогда не удалось. На этой неделе стражи порядка задержали подозреваемого. Как говорят оперативники, преступление не имеет аналогов в Казахстане. Однако в мире такой опыт есть. Именно им руководствовался горе-грабитель
В конце октября по Астане поползли слухи, что некий злоумышленник попытался ограбить “Цеснабанк”. Единственный в Казахстане банк с головным офисом в Астане чуть не вошел в историю классических ограблений финансовых учреждений.
Удивительна не сама попытка ограбления, а то, как злоумышленник попытался проникнуть в хорошо охраняемое здание. Начиная с августа прошлого года он рыл тоннель, который и привел бы его к заветным миллионам.
Все началось с того, что подозреваемый 32-летний житель Астаны, который занимался частным бизнесом на рынке, посмотрел на одном из каналов кабельного телевидения документальный фильм, где рассказывалось об ограблении банка в Бразилии, когда преступники похитили 80 миллионов долларов. Заразившись идеей, молодой человек решил повторить подвиг бразильских преступников. Он арендовал гараж в 75 метрах от “Цеснабанка”, предусмотрительно оформив договор аренды на подставное лицо. Для разведки расположения комнат в здании банка молодой человек арендовал ячейку в депозитарии. После этого потенциальный грабитель день и ночь рыл подземный ход. За год с лишним он вырыл тоннель протяженностью 74 метра, высотой 90 и шириной 70 сантиметров.
Подкоп был оборудован специальными металлическими профильными листами в виде рельсов, предназначенных для передвижения релейной тачки для вывоза грунта. Также в тоннеле был проведен электрический свет, где через каждые 10 метров имелись лампочки в виде спиралей. Выход из подземного тоннеля находился в гараже. Там же были обнаружены инструменты для подкопа: лопаты, лом, топор, домкраты.
Подозреваемый купил машину “Ниссан Санни”, чтобы вывозить землю, лазерную линейку для продвижения под землей по прямой линии в сторону банка. Электрическую лебедку для подъема земли снизу, домкрат для пробивания отверстия в полу. Сделал релейную тачку. Сначала неудавшийся “медвежатник” сделал подкоп протяженностью 4 метра, чтобы посмотреть, есть ли грунтовые воды в почве. Подкоп оставался нетронутым в течение трех месяцев. Далее ежедневно он продлевался на 60 сантиметров вперед. Всего за 15 месяцев было вывезено 200 тонн песка, ежедневно около 40 мешков, что в общем по объему составляет 25 автомобилей КамАЗ, или четыре тысячи мешков. Задержанный вывозил землю в мешках на своей автомашине и другом транспорте на городские свалки и в мусорные контейнеры.
Попытка проникнуть в здание банка была совершена в середине октября в ночь с воскресенья на понедельник. При утреннем обходе охрана увидела, что кто-то пытался пробиться снизу, и тут же сообщила в полицию. Когда начали исследовать тоннель, то сразу же обратили внимание, что подкоп был сделан аккуратно: никакие кабели не задеты.
Полицейские и сотрудники банка уверены, что крот-грабитель в любом случае не попал бы в хранилище. Во-первых, преступник ошибся в расчетах и прорыл тоннель совсем в другую комнату. Отверстие в полу было обнаружено в помещении оружейной комнаты и в комнате, где хранятся канцелярские принадлежности. Во-вторых, даже если бы грабитель попал в хранилище, проникнуть туда он не смог бы. Полы и стены там не просто бетонированные, а армированные. Причем не простой арматурой, а несколькими слоями такого металла, который заливается бетоном. Чтобы проникнуть сквозь такой пол, необходимо долбить, а в этом случае стоял бы сильный шум по зданию. Кроме того, любое движение на поверхности пола не осталось бы незамеченным, поскольку в банке работают датчики движения. Однако подкоп не дошел до сигнализации.
Хотя... Многие жители с сожалением говорят о “горе-грабителе”: мол, жалко человека, больше года копал и “не докопался”. А некоторые советуют не арестовывать злоумышленника (а ему грозит до 6 лет тюрьмы), а отправить его на исправительные работы в Алматы на строительство метро. Учитывая КПД “передовика” (за год тоннель протяженностью 74 метра в длину), вполне вероятно, что алматинское метро, “висящее” почти 20 лет, может быть закончено в рекордные сроки.
Астана |