|
Анна Шелепова
Сегодня в Минске три президента - Казахстана, России и Белоруссии - планируют подписать документы, которые положат начало функционированию Таможенного союза трех государств
Единый таможенный кодекс союза должен вступить в силу с 1 июля будущего года. С началом действия единого тарифа должен начать работу и сам Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. А к лету 2011 года планируется завершить процедуры по формированию единой таможенной территории.
Однако на сегодняшний день на пути к Таможенному союзу существует серьезная преграда. Стороны не могут договориться по одному из основных вопросов: как будет выглядеть механизм администрирования таможенных платежей и их распределения между бюджетами участников союза?
За комментариями мы обратились к российским специалистам. По мнению заведующего отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрея Грозина, вступление в союз будет непростым для трех государств: “До сих пор не все позиции согласованы. Вступление в союз будет поэтапным и довольно долгим. Полная интеграция случится в 2011 году.
Я понимаю, что достаточно долгий процесс обусловлен как раз тем, что нужно будет еще согласовывать многие вопросы. В итоге будет единый тариф, и в Казахстане цены, скорее всего, вырастут по многим позициям. Больше всего проблем будет у тех, кто занимается в Казахстане ввозом иномарок, а выиграют сырьевики и агропромышленники”.
Мнением о том, почему Таможенный союз появился именно сейчас, поделился руководитель Центра постсоветских исследований доктор экономических наук, профессор Государственного университета управления Леонид Вардомский: “Идее Таможенного союза почти 15 лет. Вопрос в том, что именно мешало странам воплотить эту идею в реальность. Прежде страны были заняты созданием собственного государства. Создавали суверенитет и национальную идентичность.
Сейчас государства встали на ноги. У стран появилась репутация, международное позиционирование и уже есть некая история. Настало время искать более углубленные формы сотрудничества. Одна из них - Таможенный союз. Правда, идея эта была высказана не раз. До этого, в 2003 году, идея была сказана о вхождении в Таможенный союз четырех стран, в том числе Украины. По политическим причинам Украина отпала. И вот только в 2010 году в составе тройки будут сделаны первые шаги”.
- В Таможенном союзе много противоречивых моментов, какие трудности предстоит преодолеть странам?
- Речь идет об унификации пошлин. Скажем, на ввозимый сахар в Казахстане низкая пошлина, у нас с Белоруссией высокая, потому что Россия и Белоруссия выступают в качестве производителей. Поэтому выбрать средний тариф - это большая трудность.
В Казахстане и Белоруссии не производят легковые автомобили. В России эта отрасль быстро развивается. Для нас важно, чтобы была таможенная защита. Поэтому существует повышенный таможенный тариф на ввозимые автомобили (30 процентов. - Прим. авт.). А какой смысл в этом для Белоруссии и Казахстана? Это значит - удорожать продукцию. Есть такие противоречия... Видимо, их будут решать в рабочем порядке.
До сих пор не понятна реальная цена Таможенного союза: что страны выиграют, что потеряют? Но, увы, это неизбежно. Однако надо искать какие-то возможности компенсаций. Скажем, в ЕС были созданы специальные фонды в сфере аграрного производства. Те страны, которые в каких-то отраслях теряли, получали компенсацию, к примеру, деньги на развитие инфраструктуры, на создание рабочих мест, на образование.
Даже если что-то закрывалось в результате конкуренции внутри ЕС, то люди имели возможность переехать, происходила активная миграция рабочей силы. Мне кажется, этот недостаток при создании Таможенного союза нужно учесть.
- Что даст Таможенный союз трем странам?
- Расширение рынка. Впрочем, для России он не сильно расширяется, нас 140 миллионов, а в Казахстане - 15 и в Белоруссии - 10. Выгадывают страны небольшие, потому что перед ними открывается рынок России. Бери, вези, продавай! Но речь идет о том, чтобы были товары собственного производства.
На рынке трех стран главными станут национальные производители, поскольку это общая граница от внешних конкурентов. Но даст ли это результат - я не уверен. Потому что сейчас кризис, перелом, необходимость перестраивать экономику. Учитывая к тому же наши слабые институты, искусственные цены, ручное управление... Но теоретически - должно получиться.
Алматы - Москва
С 1 января 2010 года начнут действовать документы - Кодекс, таможенный тариф. Начнет работу Комиссия Таможенного союза. Но собственно Таможенный союз будет запущен между Россией и Белоруссией только 1 июля 2010 года, а между Россией, Белоруссией и Казахстаном - с 1 июля 2011 года. Поэтому, скорее всего, изменений в действующих тарифах не будет. |