|
Ольга Медведева
Уже неделю как на военном аэродроме Жетыген близ Алматы работает комиссия, изучающая причины катастрофы боевого истребителя МИГ-29 казахстанских Сил воздушной обороны. Вполне вероятно, что ее результаты окажутся “неудобными” для чиновников от военной авиации
Прежде главный летчик Казахстана Мухтар Алтынбаев заявил, что действия летчиков были безупречны, и причина аварии, скорее всего, - техника. Однако, как сообщил “НП” один из чинов Минобороны РК, заявление бывшего министра обороны - нынешнего председателя Комитета начальников штабов летчика-снайпера генерала армии Мухтара Алтынбаева - не окончательный вывод государственной комиссии, а всего лишь его личное мнение.
Представители всех трех сторон (Казахстана, Украины, России) понимают, что полюбовно “договориться” вряд ли получится - ведь, согласно международным нормам, организация, по причине которой произошло происшествие, полностью берет на себя все расходы по компенсации...
Напомним: утром 12 февраля в пяти километрах от аэродрома Жетыген рухнул самолет-спарка МИГ-29. Оба летчика катапультировались, при этом летчик-инструктор подполковник Виталий Дильмухамедов сломал ногу, его напарник - начальник штаба эскадрильи майор Александр Ковязин погиб: из-за малой высоты его парашют не успел раскрыться.
По горячим следам были сделаны два громких заявления.
Экс-министр обороны летчик Мухтар Алтынбаев в интервью нашим журналистам сказал: “Надо проводить серьезное, скрупулезное расследование... Мы пригласили представителей из Украины (из г.Луцка, где ремонтировались двигатели упавшего самолета. -
Авт.), и в качестве оппонентов - россиян, представителей из РСК “МИГ”. Чтобы все-таки разобраться, найти истинную причину отказа (имеется в виду отказа техники. -
Авт.)... Судя по объективному контролю, по радиообмену, из беседы с летчиком Дильмухамедовым, я, как пилот, говорю: действия летчиков были абсолютно грамотными! Я сравнил их действия с инструкцией - до точки, до запятой выполнено было все правильно. И шанс для спасения техники они выполнили стопроцентно. Дальше уже нельзя было сидеть в самолете. К сожалению, если бы не было вращения - в момент катапультирования начался отказ управления и резкое вращение влево, - оба остались бы живы.
...Отказ двух двигателей - достаточно редкий случай для такого типа самолетов - машина надежная, я сам на ней летаю. Отказала гидросистема. Отказал генератор постоянного тока”.
На уточняющий вопрос журналистов: “Иной версии, кроме как отказ техники, не рассматривается?” - М.Алтынбаев подчеркнул: “И невозможно рассматривать. Действия экипажа были грамотные. Я доложил о случившемся министру. Наверное, будем представлять летчиков к государственным наградам”.
Второе заявление прозвучало из уст командующего Силами воздушной обороны РК генерал-майора Александра Сорокина (именно он возглавляет комиссию по расследованию причин катастрофы):
- Гарантийные двигатели в ноябре 2007 года получили, год гарантии еще не вышел. Все представители завода приезжают сюда. Если по их вине, то все расходы будут падать на завод-изготовитель.
“По предварительной версии, причиной ЧП стал отказ двигателей. Ошибка летчиков и халатность военных, обслуживавших воздушное судно, исключены”.
Но есть и третья версия трагедии.
По информации нашего источника, заслуживающего доверия, украинские и российские представители, изучив обстоятельства катастрофы в Жетыгене, пришли к выводу, что причина совсем не в двигателе: он был исправным. Видимо, главная тайна кроется в том, что монтаж самолета производился казахстанскими специалистами в самом Жетыгене.
На 12-й минуте полета у МИГа отказал генератор постоянного тока. Пилоты включили аварийный источник питания. Аккумуляторы закипели, задымились сети салона борта. Это вызвало дисбаланс автоматики - на приборах все запрыгало. В это же время затрещала панель “опасная вибрация”. Позже специалисты найдут ей объяснение: во время монтажа двигателя параллельно устанавливался так называемый измеритель вибрации МВ-27. На машину-спарку (вес самолета 18 тонн, две кабины пилотов) поставили измеритель вибрации, предназначенный для боевого МИГа (15 тонн, одна кабина пилота). Разница в три тонны и вызвала такую реакцию прибора, хотя двигатели работали исправно.
Летчики должны были визуально проверить давление топлива, масла, температуру выхлопов газа, они же... выключили сначала левый двигатель, затем правый. “Как показали материалы объективного контроля по всем 12 каналам, оба двигателя работали нормально”, - утверждает наш источник.
Какая версия будет озвучена официально на этот раз? Не получится ли повторение карагандинской истории, когда причиной аварии крушения истребителя-перехватчика МИГ-31 (трагедия произошла 16 февраля 2007 года) была названа техническая неисправность самолета, но среди летчиков “гуляет” совсем другая версия... |