Юлиана Жихорь
Кризис кончился, но денег нет
Прошедшая неделя началась для парламентариев с необычного заявления - с нового года Кабмин не будет нести ответственность за депутатское обещание повысить зарплату бюджетникам
Карим Масимов, а вслед за ним и глава Нацбанка Григорий Марченко долго объясняли народным избранникам, что экономическая и финансовая ситуации в стране стабилизировались. А заодно обозначили “программу минимум” на ближайшее будущее. Например, вернуться к вопросу о поэтапном введении всеобщего декларирования доходов и имущества. “Уровень “теневых” доходов, не охваченных налогообложением, по экспертной оценке, ежегодно превышает 1 триллион тенге, - сообщил причину такого решения правительства премьер-министр. - И это при том, что ставка индивидуального подоходного налога в Казахстане является одной из самых низких в мире - 10 процентов”. В будущем налоговыми поступлениями от физических лиц Кабмин намерен компенсировать возможные убытки в доходной части бюджета.
Эти планы правительства народные избранники встретили гробовым молчанием. Зато гул одобрения пронесся по залу от других премьерских слов - он пообещал увеличить в будущие три года расходы на строительство и реконструкцию объектов водоснабжения на 10 миллиардов тенге, строительство и реконструкцию дорог местного значения - на 5 миллиардов “с учетом предложений депутатов”.
Поставил Карим Масимов точку и в долгих спорах правительства и парламента в вопросе дополнительного финансирования на защиту Астаны от затопления паводковыми водами - деньги будут выделены “для исполнения поручения главы государства”.
Но самого главного, на что рассчитывали народные избранники, они так и не дождались. Одним из первых вопросов, заданных депутатами от правящей партии правящему правительству, была перспектива переноса даты повышения заработных плат бюджетникам на 1 января. Но премьер непреклонен.
“К этому вопросу приковано очень пристальное внимание. Конечно, было бы легко сказать: вот из заначки, из кармана, сейчас даю деньги - и сорвать аплодисменты. Но денег у нас с вами таких нет сейчас”, - отрезал Карим Масимов.
Он призвал депутатов думать не только о собственном имидже в глазах электората, но и о более глобальных вещах. Например, о том, что сейчас во многих постсоветских странах в связи с кризисом фактически все социальные выплаты заморожены, в некоторых странах они даже снижаются. “Когда в целом все это (повышение зарплат бюджетникам. -
“НП”) планировалось в 2007 году, мы находились в фазе бурного роста”, - напомнил он своим коллегам по партии.
А в ответ получил отповедь. Правда, уже не от депутатов, а от первого зампреда “Нур Отана” Дархана Калетаева: “Хотелось бы попросить вас, уважаемый Карим Кажимканович, дать соответствующее поручение о более полном информировании нас через представительство о планируемых мероприятиях, создании различных рабочих групп и комиссий, графиках их заседаний с целью активного участия партии в данной работе. Также мы хотели бы рекомендовать проводить консультации с представительством для выработки общих позиций по тем или иным вопросам”.
В общем, посоветовал впредь выполнять поручения президента исключительно после согласования с его партией.
Калетаев также заявил, что партия должна участвовать в процессе согласования кандидатур при назначении на ответственные посты в правительстве. Тот факт, что партия этим уже занимается через своих депутатов, Калетаева, похоже, не смутил. Равно, как и тот факт, что назначение правительства в Казахстане - прерогатива персонально президента. Вместо этого зампред “Нур Отана” сообщил, что “партия уже приготовила свои предложения, которые вам будут направлены”. Знает ли об этих предложениях лидер партии, Дархан Калетаев не уточнил. А депутаты, как ее представители, тактично промолчали.
Астана |