Ботагоз Омар
Власти намерены преодолеть дефицит нефтепродуктов путем модернизации действующих НПЗ. Как сообщил премьер-министр Казахстана Карим Масимов, для этих целей планируется привлечь кредит из КНР
Руководство Минэнерго уже неоднократно заявляло о том, что не поддерживает идею строительства в Казахстане четвертого нефтеперерабатывающего завода. Если на строительство нового НПЗ потребуется около 6 миллиардов долларов США, то на реконструкцию действующих - около 3,6 миллиарда.
Как следует из Комплексного плана развития нефтеперерабатывающих заводов в Республике Казахстан на 2009-2015 годы, разработанного специалистами главного энергетического ведомства страны, после завершения модернизации суммарная мощность заводов по переработке нефти достигнет 17 миллионов тонн в год. Как сообщил недавно вице-министр энергетики Ляззат Киинов, открывая выставку “Нефть и газ” KIOGE-2009, в этом году объем переработки ожидается на уровне 12,3 миллиона тонн.
При этом по некоторым видам нефтепродуктов потребление во многом опережает производство. К примеру, нехватка авиатоплива в 2007 году составила 233 тысячи тонн, а потому 47 процентов потребляемого в стране авиакеросина пришлось импортировать. Вследствие чего, как сообщил на этой неделе премьер-министр страны Карим Масимов, выступая на заседании фракции НДП “Нур Отан”, в Казахстане на реконструкцию трех нефтеперерабатывающих заводов планируется привлечь кредит из КНР.
Кстати, данный проект играет большую роль и в вопросах экологии. Ведь производители нефтепродуктов до сих пор руководствуются паспортами и спецификациями качества, разработанными на основе Государственного отраслевого стандарта и Технического условия, действовавших еще во времена Союза. Тогда как требования к производимому топливу ужесточаются - в правительстве разрабатывается технический регламент “Требования к безопасности бензина, дизельного топлива и мазута”.
Это особенно актуально при ужесточении Европейским союзом сертификации на бензины и дизельные топлива, связанные с программой экологии автотранспорта. В ее рамках нормы ужесточены уже до стандарта Евро-5. В этой связи отечественным властям есть, над чем задуматься, чтоб вслед за закрытым небом Европы (напомним о недавнем черном списке отечественных авиакомпаний, которым запретили появляться в странах ЕС) не закрылись и автомобильные дороги.
Астана |