|
Алан Байтенов
Городские власти Алматы порадовали новой идеей - возможно, в ближайшем будущем центр города, так называемый “золотой квадрат”, станет недосягаем для широкого круга: дороги старого центра сделают платными. Правда, о ценах, как и о других подробностях проекта, пока ничего не сообщается
Поделился этой замечательной новостью заместитель акима города Алматы Ербол Шорманов: “Как вы знаете, в крупных городах мира, в Лондоне, например, в центральной исторической части необходимо платить за въезд. В принципе, мы тоже рассматриваем такую возможность - сделать дороги платными в исторической центральной части города для того, чтобы реально разгрузить от автотранспорта. Хотя это в перспективе, вопрос пока только рассматривается”.
Вообще, много чего говорилось по поводу разгрузки магистралей города, например, о создании реверсивного движения в городе в часы пик. Однако нас “зацепила” именно эта новость, хотя бы потому, что Алматы нечаянно сравнили с одним из крупнейших мегаполисов мира, по неосторожности забыв указать о существующей разнице в уровне жизни в обоих городах, уровне развития инфраструктуры и количестве населения.
Совершенно верно, проблема загруженности и загазованности центра города стоит сегодня как нельзя остро. Но то-то и оно, что подобные меры работают только в больших городах и развитых странах, где каждая копеечка находит нормальное применение, а не оседает в карманах случайных людей.
Как же это будет происходить у нас, мы примерно догадываемся. Сначала затребуют массу средств из городского бюджета на установку специальных терминалов по принципу пропускной системы в аэропорт или на Медео. Потом, установив их, обязательно откроют шлагбаумы и закроют доступ к терминалам, а в конце концов, выставят людей в цветных жилетках для сбора средств.
Но мало того что средства, полученные от въезда в исторический центр города, могут уйти в никуда, так еще чиновники создадут нездоровый “коррупционный климат”. Представьте сами - ведь кроме человека, который берет деньги за въезд в город и выдает определенный документ, на этом посту обязательно поставят дорожного полицейского, который проверяет наличие документа или процесс оплаты “пошлины” в терминале. А будет еще и финансовый полицейский, который проверяет работу как первого, так и второго. В общем, так навскидку, как минимум, три организации будут крутиться вокруг этих денег и факта ограничения на въезд в центр города.
Всем этим “свежим силам” придется платить заработную плату, не исключено, что жить они будут именно на эти деньги. Или таким образом городские власти хотят внести свою лепту в исполнение программы “Дорожная карта”?
С другой стороны, как же быть тем, кто проживает в историческом центре города? Скорее всего, им будут выдаваться специальные пропуска. Однако эти разрешения, уверены, будут не дороже неофициального “экспресс-техосмотра”, примерно 3-4 тысячи тенге. И со временем, наверное, каждый второй приобретет себе такой. Но и это не так страшно - нас после введения подобной системы ожидают многокилометровые пробки около терминалов или шлагбаумов. Не говоря уже о переполненных близлежащих к “золотому квадрату” районах. Вот тогда действительно начнутся проблемы у горожан, а позже - и у городских властей.
А если серьезно, этот вопрос не решить, пока не будут оборудованы специальными парковками места перед “запретной” зоной, как, кстати, это и сделано в том же Лондоне. Благо сейчас высвободилась некоторая земля - заборы, что напоминали о строительном буме, наконец убраны, и есть все шансы создать, например, систему муниципальных паркингов. Заодно усилить контроль над стихийной парковкой, из-за которой, как минимум, одна полоса теряется, равно как и смысл реформы по разгрузке исторического центра. Ну а если уберут все то, что мешает свободно двигаться, может, и надобность в проекте платного посещения центра отпадет. |