|
Анна Шелепова
Авиакатастрофа, случившаяся в Угамском ущелье Южно-Казахстанской области 8 сентября, до сих вызывает множество вопросов. Пока ясно одно: в этом страшном ЧП страна потеряла пятерых отлично подготовленных офицеров и столько же бойцов контрактной службы
Дорога в небо
Катастрофа в небе над ЮКО для Погранвойск страны стала ощутимой трагедией. За последние 20 лет в Погранвойсках не припомнят аналогичных случаев. Да, происходили ЧП, не без этого, но чтобы потерять десяток великолепно подготовленных офицеров и бойцов спецподразделения одновременно - такого еще не случалось.
Вкратце напомним. При выполнении боевого задания в Угамском ущелье потерпел аварию вертолет МИ-8. “НП” писало по факту о трагедии в прошлом номере (статья “Бой или сбой?”). Как известно, накануне трагедии казахстанскими пограничниками была получена оперативная информация о том, что шесть вооруженных преступников готовятся незаконно пересечь казахстанско-узбекистанскую границу.
По некоторой информации, это были сбежавшие из узбекской тюрьмы зэки. Они намеревались пересечь границу и скрыться либо в Казахстане, либо в соседнем Кыргызстане. Чтобы остановить преступников, в горные участки южных рубежей и были направлены разведывательно-поисковые группы, в том числе и авиация.
Со слов выживших бойцов, пограничники увидели пятерых пеших человек и приняли решение садиться. Нашли место для посадки. Однако, приземляясь, по одной из версий, пилот задел хвостом вертолета скалу, что и послужило основной причиной авиакатастрофы. Члены экипажа лейтенант Ержас Бекпембетов, прапорщик Айбек Жетеков и сержант Ерлан Махмутов смогли выжить, остальные 10 человек погибли.
Как нам сообщили в пресс-службе Погранвойск, те самые пятеро пеших людей впоследствии оказались обыкновенными егерями Сайрам-Угамского нацпарка. Также нам рассказали, что вертолетом управлял высококлассный опытный пилот - командир экипажа, начальник штаба смешанной авиационной эскадрильи майор Илья Маткаримов, опытный летчик, налетавший более 1400 часов. Ему помогали бортовой инженер капитан Арман Букбантаев и летчик-штурман лейтенант Ержас Бекбенбетов.
Все эти факты делают историю, мягко говоря, странноватой. Опытный пилот отчего-то вдруг не смог посадить вертолет, при этом особо опасные преступники так и не появились на границе, мало того, вообще неизвестно куда ушли... Зато вместо них было обнаружено сразу пятеро егерей в одном месте. А в итоге десять лучших пограничников погибли при исполнении, по сути, так и непонятно чего...
Впрочем, они летели на боевую операцию, а, стало быть, информация является военной тайной. Поэтому вполне вероятно, что общественность не узнает всей правды... По крайней мере, в ближайшие годы.
|
МИ-8 не смог спасти 10 жизней |
Судьба-злодейка
На момент верстки номера погибших еще не похоронили, идет процедура идентификации тел, анализы ДНК. Президент страны сразу же после трагедии выразил соболезнование родным погибших и дал строжайшее поручение разобраться в причинах трагедии. По факту ЧП работает межведомственная комиссия с участием представителей Погрануправления КНБ, Главной военной прокуратуры, МВД, управления по безопасности полетов Министерства обороны. Официальной версии причины аварии в небе до сих пор нет.
А пока нам хотелось бы поделиться с читателями еще одним фактом: непосредственное выполнение задачи было возложено на разведывательно-поисковую группу под командованием первого заместителя начальника регионального управления “Онтустiк”, начальника штаба полковника Руслана Закиева.
Как сейчас вспоминают сослуживцы, Руслан Закиев вообще не должен был лететь в вертолете. С первого сентября его перевели в Астану. Он был назначен на должность заместителя начальника Главного штаба начальника управления центрального аппарата погранслужбы КНБ Республики Казахстан. Уже тогда он мог отправиться в столицу, но, как истинный офицер, предпочел остаться там, где ситуация сложнее. Он настоял на своем присутствии в составе группы до нормализации обстановки.
Садясь в вертолет, Руслан Закиев сказал фразу, которая потом покажется особенно странной: “Слетаю в последний раз”. Произнес эти слова, словно предчувствовал возможность трагедии. Обычно, как нам пояснили пограничники, летчики очень суеверны и избегают подобных слов, когда речь идет о небе...
Это был последний разведывательный полет для десяти офицеров и солдат.
Все военнослужащие, участвовавшие в боевой операции, представлены к правительственным наградам. В память о трагедии в Угамском ущелье будет установлен обелиск. По закону о социальных гарантиях защитникам Отчества, погибшим при исполнении, полагаются компенсации. Как нам пояснили в пресс-службе Погранвойск, семьи погибших получат страховые выплаты, а также будут решаться квартирные вопросы, поскольку многие семьи жили в служебных квартирах. |