|
Юлиана Жихорь
Законопроект, предполагающий ряд изменений в Закон по борьбе с коррупцией, в период его обсуждения в мажилисе вызвал весьма бурные споры. Депутаты, в один голос утверждавшие, что коррупционеров надо карать, категорически воспротивились идее властей поощрять доносительство на коррупционеров. Однако, как и положено однопартийцам правительства, покричав и повозмущавшись, они таки прониклись “высокой идеей” и отправили документ, включающий в себя и эту норму, в сенат
Самое главное новшество, что теперь к разряду государственных служащих (или к субъектам коррупционных правонарушений) решено причислять лиц, исполняющих управленческие функции в организациях, доля государства не менее 35 процентов в уставном капитале которых передана национальным управляющим холдингам, национальным компаниям, а также их дочерним организациям.
Законопроектом предусматривается введение ответственности за злоупотребление должностными полномочиями не только в личных целях, но и в интересах целой группы. Существенно возрастают размеры “налога на коррупцию” - штрафов. Если раньше минимальный штраф составлял 800 МРП (порядка 934 тысяч тенге), то теперь его размер не менее 2 тысяч МРП. Максимальный штраф - 6 тысяч МРП. Кроме того, вводится обязательная конфискация имущества по всем коррупционным правонарушениям без исключения.
|
Заплати и спи спокойно |
Новшеством является и введение уголовной ответственности за получение взятки в пользу третьих лиц и ужесточение наказания за “предоставление незаконного материального вознаграждения физическим лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицам, приравненным к ним”, а прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям за совершение коррупционного преступления оценивается как основание для прекращения государственной службы.
Эта норма вызвала одобрение сенаторов.
Как сообщил депутат палаты Оралбай Абдыкаримов, он же председатель Республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП “Нур Отан”, “нередко коррупционные преступления отдельными судами переквалифицируются на иные составы преступлений. Даже есть случаи, когда факт взятки переквалифицируется на другую статью. Затем уголовное дело прекращается в связи с примирением сторон по нереабилитирующим основаниям”. Сенатор не дополнил, что впоследствии эти же персоны плавно перетекают из зала суда на госслужбу. Правда, уже на иную должность.
Депутаты тут же предложили свою альтернативу штрафу и УК - обязать должностных лиц, а также кандидатов в министры и акимы всех уровней публиковать данные о своих доходах и имуществе. Мол, должен наконец народ узнать своих героев, так сказать, с “изнанки”. А заодно Адбыкаримов предложил ускорить наконец решение вопроса о всеобщем декларировании доходов.
А вот Тасбай Симамбаев высказал несколько неожиданную точку зрения на собственность чиновника: “Достаточно семье чиновника иметь небольшой семейный ларек, цех или мастерскую - на него смотрят с подозрением. Наоборот, за то, что его семья создает тысячи рабочих мест, исправно платит налоги, надо давать орден. Вот почему многим из них легче перевести капиталы за бугор, нежели вкладывать в экономику собственной страны”. “Правоохранительные органы, - заявил он, - должны в первую очередь обратить внимание на тех работников, без исключения всех ветвей власти, которые, не имея легальных источников доходов, живут, как восточные шейхи. Сегодня некоторые популисты, в том числе и депутаты разных уровней, выступают с дешевыми большевистскими лозунгами. Экспроприация ранее приватизированных объектов, которые 15-20 лет назад никому не были нужны, некому было их содержать. А когда они соленым потом отстроены, запущены, работают, по совковому говорят - отобрать”. (Его речь несколько раз пытался прервать спикер сената.)
Странная позиция с учетом того, что предыдущие 10 минут своего выступления Симамбаев посвятил разгрому традиции воровать во время госзакупок: “Получить доступ к получению различных тендеров и конкурсов по государственным закупкам для некоторых чиновников все равно, что найти волшебное портмоне с купюрами. Именно сфера государственных закупок составляет почти 80 процентов коррупции. Именно здесь уводятся многомиллиардные бюджетные деньги”. “Если раньше нормой отката было 10 процентов, то сейчас ставка утроилась, - конкретизировал свои познания Симамбаев. - Чиновники умудряются списывать огромные бюджетные деньги на несуществующие объекты, оборудование, инвентарь”.
Этот факт подтверждают и печальные цифры: только за 7 месяцев нынешнего года финполом возбуждено 256 уголовных дел в сфере государственных закупок, сумма ущерба приближается к 2 миллиардам тенге.
Кстати, по данным Оралбая Абдыкаримова, в последнее время вмешательство должностных лиц в проведение тендеров стало меньше. Но лишь потому, что эту нишу постепенно занимают отдельные представители прокуратуры, КНБ и финансовой полиции: “Под видом проверки представленных документов отдельных участников тендера они снимают с конкурса потенциальных победителей, открывая тем самым дорогу своим аффилированным компаниям”.
Впрочем, вопросы ответственности за коррупционные нарушения в сфере государственных закупок оказались обделенными нормами рассматриваемого законопроекта. Зампред Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Андрей Лукин сообщил, что сейчас Минфином разрабатывается специальный закон на эту тему. Который, например, предполагает полный переход на электронные закупки.
Однако этот вариант депутатов не устроил. Тасбай Симамбаев предложил в схеме “бюджетные деньги - тендер с участием чиновника - победитель тендера” убрать посредника в виде чиновника: “Необходимо освободить министерства, ведомства, национальные компании и акиматы от проведения тендеров”. Вместо этого предложено создать Агентство по государственным закупкам, непосредственно подчиненное главе государства. Тендеры же проводить с активным участием НПО и прессы. А заодно попытаться ликвидировать семейственность при расстановке кадров. “Сегодня смотришь на справочник руководителей, - возмущался депутат, - и нередко видишь знакомые фамилии известных апашек и агашек второго, а кое-где уже и третьего поколения”.
Впрочем, сами сенаторы признают, что “в нашей стране коррупцию нельзя ликвидировать принятием отдельных законов”. Ибо, как заметили они, “вся эта словесная трескотня, громыхание воздуха реальных результатов пока еще мало дали”. “За годы независимости их было принято немало, - констатировал Абдыкаримов. - Но складывается реальное ощущение, что в ответ на это коррупция становится все более изощренной, приобретает совершенно другие, новые формы”.
P.S. Повозмущавшись и излив душу, сенаторы тем не менее приняли поправки в ряд законодательных актов по вопросам усиления борьбы с коррупцией единогласно. В первом чтении.
Астана |