Константин Маскаев
Знаменитый российский миллионер Герман Стерлигов вернулся из провинциального сельского полузабвения и... объявился в Казахстане.
Правда, в этот раз появление основателя первой на постсоветском пространстве товарно-сырьевой биржи и “короля бартера” - фигуры достаточно легендарной и одиозной - происходит как-то негромко. Без былой агрессивной рекламной кампании по телевидению. Но зато при поддержке полиграфии, на которой кое-где примостилась знакомая овчарка Алиса, устремившая преданный взгляд на зрителя. И под звон одноунцевых, напоминающих монеты дисков, - из золота высшей пробы, именуемых просто golden(ы), или “золотые”
“Фидель Кастро” бизнеса вернулся без широкой телевизионной помпы. Но в Алматы на этой неделе все же явился с помощью телекоммуникаций: устроил телемост с “Казпрессклубом” из каких-то неведомых далей и все доходчиво объяснил. Те же воодушевленный напор и задор, оптимистический блеск в глазах. Та же железная аргументация и вера в успех.
Стерлигов задумал свой новый бизнес-проект как один из способов побороть проблему ликвидности и снять вопросы с расчетами. В основе схемы, которую будет развивать созданный Германом Стерлиговым Антикризисный расчетно-товарный центр (АРТЦ), лежит исключение денег из товарообмена, что означает возврат к еще не совсем забытому бартеру. На деле это выглядит так, что сознанная Стерлиговым сеть контор (в том числе и на территории Казахстана) вновь будет посредником при обмене одного товара на другой. То есть АРТЦ приглашает всех заинтересованных бизнес-операторов разместить сведения о товарах и услугах в единой базе и в режиме он-лайн в любое время получать внятную картину о предложении и спросе. Российский предприниматель уверен, что в условиях проблем ликвидности натуральный обмен станет той палочкой-выручалочкой, которая и вытащит экономику предприятий, регионов и стран. Предполагается, что, создавая бизнес-цепочки в пределах пяти контрагентов, которые будут меняться нужными друг другу материальными ценностями, будь то сырье, материалы, запчасти или иные компоненты, можно сохранить производство и рабочие места.
Вероятно, было бы не очень корректно кивать на прошлое и искать тайные знаки и аналогии в одном лишь известии о неожиданной деловой активности предпринимателя, “поднявшегося” в смутные 90-е и внешне отошедшего от дел в относительно спокойное время. Но видимо таланты Германа Стерлигова просыпаются именно в кризис. И если его начинания и идеи помогут в разработке новых схем выживания и ведения бизнеса, то его реноме нисколько не пошатнется.
Меж тем команда Германа Стерлигова отправлена “в поле” и развернула свою работу в региональных бизнес-центрах, одним из которых является и южная казахстанская столица. И вот что порождает некую настороженность. Сами презентации проекта уж очень напоминают метод прямых контактов, используемый в сетевом маркетинге. И человек, который сопровождает презентации проекта, схемой своего поведения являет пример прилежного выпускника какой-нибудь сетевой школы. Хотя чем не сеть? О сети ведь речь и идет. И о цепочках. Попахивает чем-то знакомым. Теми же незабвенными 90-ми. И “бизнесом по-русски”. Или по-новорусски. Многие помнят особенности этого новорусского бизнеса. Это когда вы пытаетесь продать вагон шифера, находится покупатель, вы заключаете определенный договор о намерениях и расходитесь. Вы идете искать шифер, а ваш новоявленный партнер - деньги. В наше время даже некоторого переизбытка товара, конечно, происходит несколько иначе. Но схема Стерлигова предполагает именно сложноподчиненную многоходовку с участием различных групп товаров, меняя которые вы рано или поздно доменяетесь до нужных вам карбюраторов вместо китового уса или минеральных удобрений. Причем протяженность во времени работы этого кольца будет зависеть только от наличия предложений в базе данных АРТЦ. По завершении сделок контора Стерлигова рассчитывает получить один процент от суммы каждой сделки.
Наконец, команда Германа Стерлигова показала тот самый “золотой” - альтернативное средство хранения, накопления денег и взаиморасчетов. Идеолог АРТЦ уверен, что вернет золото из сферы виртуальных расчетов в реальный сектор, где будет фигурировать именно металл в виде инвестиционных монет, а не сертификаты с сомнительной надежностью.
В целом идея Германа Стерлигова довольно состоятельная. Но, возможно, уважаемый предприниматель, последнее время проводивший на своем “ранчо” в дальнем Подмосковье, не учел того, что Интернет развивался и теперь “живет” почти в каждом сотовом телефоне. И найти информацию о спросе и предложении не так уж сложно. Другой вопрос - в надежности партнеров и контрагентов. Проверка лояльности и тех и других лежит на самих участниках сделок. Но и АРТЦ не гарантирует порядочности партнеров. Центр собирается лишь аккумулировать сведения, обновлять и пополнять информационный банк. И получать со сделок. |