Элеонора Жмых
1 сентября казахстанцы на собственной шкуре ощутили все прелести бурной деятельности правительства по реализации так называемой “Дорожной карты”: дороги перекопаны, автомобили стоят в пробках, а из радиоприемников в этих авто доносятся бодрые рапорты правительства о трудоустройстве очередной партии безработных
6 марта президент в Послании обозначил, как мы будем бороться с кризисом и что делать после его окончания. Впоследствии, однако, казахстанский Кабмин решил сделать упор в программе исключительно на борьбе с безработицей. А посему всю “Дорожную карту” быстренько переориентировали исключительно на Стратегию занятости, заявив, что именно для нее и были выделены 163 миллиарда тенге. И теперь радостно рапортуют - создано 250 с лишним тысяч рабочих мест!
Безусловно, экстренное трудоустройство четверти миллиона казахстанцев - большая заслуга правительства. Но что есть такое созданные рабочие места? По сути - это искусственное образование. Предпринимателей, как те печально рассказывают в кулуарах (не для печати), заставляют брать дополнительные рабочие руки в обмен на возможность реализовать те или иные бюджетные проекты. Зато сговорчивым проекты раздают пачками...
Более того, 4700 проектов, реализуемых в Казахстане, в правительстве облекли не в форму поддержки внутренних резервов экономики, а исключительно в качество поля для борьбы с безработицей.
С одной стороны, можно понять правительство. Кризис, хоть и, как говорят в Кабмине, лишь коснулся Казахстана своими отголосками, но весьма чувствительно ударил по простым гражданам. И, рапортуя о небывалых усилиях (еще бы - почти миллиард долларов) по обеспечению людей работой, правительство всеми силами пытается показать народу свою о нем заботу.
Но, стремясь повысить рейтинги, власти забывают о традиционных экономических догмах: показатель безработицы обратно пропорционален показателю активности бизнеса. Чем активнее он трудится, тем больше ему требуется рабочих рук. У нас же получается наоборот: чем больше бизнес наберет новых сотрудников, тем больше вероятность, что ему удастся трудиться. Странная экономика, не правда ли?
Кабмин упорно рапортует, скольких безработных обеспечили доходом в (в среднем по Казахстану) 28 тысяч тенге. Но ни слова не говорит, сколько маленьких фирм, пошедших ко дну в кризис, оно смогло реанимировать благодаря привлечению к проектам “Дорожной карты”. Ни слова о том, сколько эти фирмы заплатили налогов в казну, какой прирост ВВП дали первые результаты реализации “Дорожной карты”.
Правительства во всем мире отличаются тем, что умеют мыслить глобально, решая текущие вопросы с расчетом на завтрашний день. А потому и вопросы трудоустройства населения решают не за счет давления на работодателей сверху, а за счет предоставления этим работодателям возможности работать и нуждаться в дополнительных руках. И именно вопрос: “А что завтра?” - сегодня волнует простого обывателя, трудящегося в рамках “Дорожной карты” - сможет ли завтра его компания получить очередной заказ? Будет ли нужен завтра его персональный труд?
Но сегодня ответов на эти вопросы не услышишь. Возможно, причина в своеобразной трактовке правительством поручений президента. Но вероятнее всего, в грубом промахе правительственных пиарщиков, ударившихся в пропаганду социальной направленности деятельности правительства в ущерб позиционированию управляющих страной людей, как умеющих планировать экономистов. Может, все-таки стоит вспомнить золотое правило современного мира: сначала - экономика, затем - политика?
Астана |