Ярослава Науменко
Четвертого февраля казахстанцы лишний раз убедились: если нам говорят одно, жди совершенно обратного
Клянется и божится экс-глава Нацбанка Анвар Сайденов, что девальвация если и будет, то плавная, в течение года, и никак не больше 10 процентов, увеличивай “размеры бедствия” в три раза. Ну а уж если и министр экономики мимоходом говорит, что доллар подрастет до 130 тенге, стоит бежать и на остатки от зарплаты закупаться долларами, мукой и солью, ибо это означает, что скоро нас основательно тряхнет.
Самое обидное, что провернуто все было тайно и молниеносно, без обсуждения этой антикризисной меры в парламенте, без какого-либо предварительного официального заявления (как и в России, кстати). Тут два варианта: либо все действительно так плохо (от нас скрывают масштабы бедствия и понадобился сам “заслуженный антикризисник” Григорий Марченко, чтобы хоть как-то контролировать ситуацию), либо кто-то так сильно хотел “навариться”, что даже видимость приличий создавать не стал.
Схема хитрого “кульбита по-казахстански” стандартна: стоило главе государства отлучиться по делам за пределы республики, как “злодеи-бояре” тотчас наломали дров. Вернется первый руководитель, виноватых прикажет наказать и разогнать, и постепенно мы привыкнем и к обещанному Григорием Александровичем новому курсу в 150 тенге за доллар, и к все более ухудшающимся условиям жизни.
Сейчас вся страна ждет от властей реальных действий. Так, например, интересное возможное нововведение обсуждается в Германии - там сейчас рассматривают проект закона, который предусматривает ответственность наемных топ-менеджеров за финансовый крах руководимых ими предприятий. Тех менеджеров, чьи действия привели к банкротству компании, будут штрафовать на приличные суммы размером с суммарный двухгодичный доход “проштрафившегося”. Кстати, вопреки пессимистичным прогнозам экономику Германии оперативно поддержали льготные кредиты от государства, что помогло сохранить сотни тысяч рабочих мест.
В Великобритании, дабы поддержать своих граждан, государство взяло под свою ответственность обслуживание ипотечных кредитов на 50 миллиардов фунтов стерлингов.
Китай ввел множество налоговых льгот для своих экспортеров. В США ипотечным заемщикам разрешили пока не выплачивать основной долг и значительно сократили процентные ставки.
А на что конкретно потрачены деньги казахстанских налогоплательщиков? Насколько эффективны все предпринятые антикризисные меры и действительно ли они улучшают сложившуюся ситуацию? Пока складывается ощущение, что дали денег строителям и финансистам, которые тотчас уселись на мешки с наличностью как собаки на сене: и ни денег экономике пока не видать, ни дешевых кредитов малому и среднему бизнесу, ни нового доступного простым казахстанцам жилья...
Правительство явно не справляется с кризисом, оно заняло какую-то не соответствующую статусу и полномочиям пассивную позицию. И пока за полтора кризисных года все “телодвижения” так и остались на уровне ожидания и полумер. Обещаний мы все слышали много. Теперь мы ждем перемен, прозрачности, честности и профессионализма. Дождемся ли? |