Тамара Копылова
Одной из самых актуальных тем на расширенном заседании фракции “Нур Отан” в мажилисе в начале этой недели стала помощь обманутым дольщикам и ипотечникам. В то время как депутат мажилиса парламента Гульжана Карагусова призывала с трибуны к поддержке обездоленных, сами виновники вопроса в очередной раз пикетировали здание парламента
Депутаты в который раз попытались выяснить у Кабмина, почему банки второго уровня так слабо осваивают средства, выделенные на рефинансирование ипотечных займов. На рассмотрении у банков сегодня находится порядка 18 тысяч заявлений. И в установленные сроки, до первого июля, банки явно не укладываются. Гульжана Карагусова предложила продлить эту программу до конца текущего года и дала еще одну заманчивую ветвь развития: “Если это единственное жилье, как мы и договаривались, Карим Кажимканович, могут быть выделены из бюджета дополнительные деньги”.
По поручению главы государства на поддержку жилищного строительства и решение проблем дольщиков было направлено из бюджета 545 миллиардов тенге. Однако депутатов взволновал вопрос: почему при столь громадном уровне финансовой поддержки на столь длительный срок затянулась реализация антикризисных мер в жилищном строительстве. Каждый этап проблем преодолевается с трудом. А чтобы не быть голословными, мажилисмены привели пример, причем не на самом простом объекте: “На левом берегу в престижном месте, напротив Пирамиды, строится “Гранд Астана” бывшей компании “Куат”. По плану блок А должны были сдать в июне прошлого года, потом продлили до января. Однако данный объект был законсервирован из-за отсутствия финансов. И теперь шесть месяцев ведутся переговоры между двумя банками: земля принадлежит одному банку, строение - другому. Полгода они друг с другом выясняют отношения, а дольщики ждут свои квартиры”, - возмущался Бекен Алимжанов.
На сегодняшний день 87 объектов (а это почти 10 тысяч дольщиков, не считая членов их семей) достраиваются стройкомпаниями самостоятельно, 40 строек отнесены к так называемым проблемным. Более 100 жилых комплексов (20 тысяч дольщиков) достраиваются с государственной поддержкой. Однако из 24 объектов (5,5 тысячи дольщиков), финансируемых через фонд “Самрук-Казына”, завершено только 3 жилых комплекса. То есть, получив еще полтора года назад 90 миллиардов тенге, конечной цели - достройки домов - Фонд национального благосостояния пока не достиг.
Ссылаясь на цифры, депутаты открыто обвиняют власти в нерасторопности. “В проблеме жилищного строительства заняты вроде бы очень многие. И центральные госорганы, и ФНБ, и банки, и акиматы, но, тем не менее, усилия не приводят к должному результату. В связи с этим считаем, что одной из причин неисполнения планов по восстановлению строительной отрасли и решению проблем дольщиков является некомпетентность кадров”, - пояснил Бекен Алимжанов.
Воспользовавшись редким случаем общения с премьер-министром, депутаты попросили снять мораторий на прием на госслужбу. В частности, Уали Калижанов потребовал от главы Карима Масимова отменить запрет: мол, зачем создавать новые рабочие места, если есть уже готовые. Но глава Кабмина оказался непреклонен, заявляя, что бюджет “не резиновый”, и предупредил, что на госслужбу теперь не только не будут принимать, но и планируется оставить часть чиновников без работы. Причем пообещал, что сокращение планируется довольно масштабное: “Вакантные должности мы все уберем. И часть некоторых людей тоже сократим. В рамках государственных холдингов я тоже считаю, что мы недостаточно жестко пошли. Вот когда мы все ужмемся, когда мы через себя это пропустим, вот тогда только можно будет говорить об отмене моратория”. Злые языки в Астане говорят, что ретивость депутатов в этом вопросе вызвана тем, что депутатские дети закончили учебу в зарубежных вузах и теперь рвутся на госслужбу.
Астана |