|
Анна Шелепова
Уникальная ситуация сложилась в южной столице. В мегаполисе, который еще недавно задыхался от пыли, гари и дефицита земли, вдруг оказалось множество свободных территорий.
Речь идет о 75 объектах, где в прежние времена строительного бума предполагалось построить многофункциональные, монументальные дома и офисы. И территории эти, понятно, далеко не крохотные. К примеру, только один из участков охватывает 32 гектара.
Кризис изменил триумфальные планы застройщиков и, можно считать, преподнес городу своеобразный подарок в виде освободившихся земель. Сегодня судьба этих территорий и их рациональное использование зависит лишь от того, найдут ли общий язык власти города и застройщики, чтобы извлечь из ситуации не только личную, но и общественную выгоду и вновь сделать проживание в Алматы комфортным
Напомним: недавно аким Алматы Ахметжан Есимов поручил собственникам земельных участков и коммунальным службам города снести все заборы на тех городских объектах, где стройки остановились в связи с кризисом. И оказалось, что территории эти превратились в бесхозные свалки и пустыри, на которых процветала антисанитария. А ведь, наверное, нет нужды упоминать, что застройщики в лучшие времена старались урвать исключительно лакомые кусочки. Так что новейшие пустыри оказались преимущественно в центре экс-столицы или в верхних частях города.
О том, что вместо пустырей предполагается создать скверы и парки, мы узнали из сообщения, распространенного пресс-службой горакимата. Нам эта идея показалось слишком дорогостоящей. Мы попытались уточнить ее детали. И тут выяснилось, что о стоимости проекта никто ничего не знает. Впрочем, это немудрено, поскольку самого проекта, как такового, тоже нет. Разговоры о парках были на уровне фантазий. Поскольку на каких-то объектах до сих пор остались деревья, владельцам этих объектов и предложили поставить лавочки и сделать временные скверы для горожан.
Один из таких уютных скверов появился на месте так называемых “косых” домов, в квадрате улиц Курмангазы, Абылайхана, Шевченко, Байсеитовой. Хотя мы все помним, как в свое время при сносе домов общественность бастовала, устраивала пикеты, поскольку в “косых” домах родился и вырос казахстанский бомонд, который получил признание в 70-е годы. Там жили поэты, писатели, актеры. Чуть ли не каждый дом украшала мемориальная табличка. Кроме того, это еще и фрагмент старой Алматы. Но, конечно, в момент бума это был кусок лакомой территории.
И вот чем все закончилось. Вокруг домов остались палисадники еще со времен их постройки. Большая часть этих деревьев сохранилась, и теперь здесь будет новый городской сквер...
Безусловно, город может решить проблемы экологии за счет создания скверов, но сажать деревья на всех 75 участках нам представляется не совсем умным, поскольку ориентироваться надо исходя из конкретного места: где-то действительно не хватает парка, в другом месте - рынка, в третьем - стадиона, в четвертом - паркинга и т.д.
|
Жизнь по обе стороны забора |
Словом, необходимо подумать о том, каких объектов инфраструктуры нам не достает. Тут уместно упомянуть, что наше государство всячески пропагандирует здоровый образ жизни, время от времени устраивая даже Азиады... Но все это, увы, разовые акции, а стационарных муниципальных катков, стадионов, велодорожек, бассейнов на двухмиллионный город катастрофически не хватает.
Сейчас появилась возможность исправить ситуацию. Правда, отдельные бизнесмены в силу менталитета до сих пытаются выставлять земли на торги и продавать сотку по 150 тысяч долларов... Не желая осознавать того, что время дурных денег прошло. Некоторые вообще надеются на вторую волну строительного бума, но мы наберемся смелости и порекомендуем им оставить пустые мечты и смириться с реальностью.
Поскольку мы все знаем, что строительный бум имел свои конкретные причины: в свое время жизнь не по средствам завела нас в долговую яму. Теперь же о строительстве высоток и продажах по 3-5 тысяч долларов за квадрат можно забыть. И осознать, что следует наконец распорядиться этими пустующими землями с пользой для всех, чтобы и горожанам жилось комфортно, и бизнесмены получали прибыль.
Тем более среди бизнесменов есть люди с прогрессивным мышлением. Они понимают, что земля простаивает и не приносит прибыли. На предложение акимата о том, чтобы на время кризиса использовать пустующие территории, первыми откликнулся один из застройщиков. Сей достойный обладатель 32 гектаров земли в верхней части города подписал соглашение с акиматом. И теперь в Алматы должен появиться велопарк на 8 гектарах с велодорожками, насыпными холмиками, велоразвязкой, треком... Оговоримся: проект коммерческий, то есть велосипедистам, которые захотят покататься здесь, придется заплатить. Но пусть хоть так.
Начальник управления предпринимательства и промышленности Алматы г-н Сапиев рассказал “НП” еще об одном интересном примере: “Территория бывшего автовокзала “Саяхат” сейчас пустует. Там мы соберем торговцев с улицы Пушкина, которые несанкционированно занимают территории общего пользования - дороги, тротуары, газоны. Все они переберутся на площадку, оставшуюся от автовокзала. С хозяевами мы пришли к общему мнению, что участок будет огорожен и обустроен. Правда, со всеми желающими разместиться внутри ярмарки торговцами изначально оговаривается, что территория дана во временное пользование, до начала освоения участка. Арендной платы с них брать не будут - только небольшие суммы за уборку территории. На первоначальном этапе предполагается предоставить 400 мест. Однако есть ресурсы для расширения территории”.
Действительно, поскольку многие базары в силу разных причин прекратили свое существование, городу не хватает крупного монументального рынка, вот только не в нижней, а в верхней части Алматы. Город растет вверх, и если прежде Зеленый базар считался центральным, то теперь он, по сути, обслуживает лишь нижние районы города. Нам кажется, мягко говоря, не совсем логичным строить еще один рынок в двух перекрестках от солидного, монументального базара.
И кстати, при условии грамотного строительства он мог бы впоследствии стать такой же визитной карточкой города, как тот же Зеленый базар, который туристы посещают в одном ряду с “Медео” и “Шымбулаком”.
По словам Марата Кесикбаева, заместителя начальника управления природных ресурсов и регулирования природопользования города Алматы, в городе резко стоит вопрос нехватки автостоянок. Поэтому акимат предлагает большинству владельцев участков отдать земли в период кризиса в аренду под паркинги и места отдыха.
- Много трат не понадобится, - комментирует г-н Кесикбаев. - Заасфальтировать да поставить ограду.
По словам чиновников, акимат готов выступить посредником между землевладельцами и представителями инвесторов. Чиновники, как представители городской власти, готовы пойти на компромиссы и поддержать представителей малого и среднего бизнеса. И кстати, в Земельном кодексе есть статья, которая предусматривает, что если бизнесмен не использует по целевому назначению участок в течение двух лет после выкупа, то ведомственные службы вправе вынести предписание об изъятии земли. Если в течение года после предписания на участке не началось строительство, его выставляют на торги через суд. Если же покупателя не находится, земля переходит в пользу государства.
Конечно, в условиях Алматы статья Земельного кодекса - не тот рычаг, который можно смело применять, поскольку уровня муниципалитета подчас недостаточно, чтобы радикально влиять на ситуацию. Ведь кроме писаных законов существуют еще и неписаные, в силу которых акиматовские чиновники едва ли смогут повлиять на явно “непростых” владельцев земель.
И однако, несмотря на все это, у чиновников, как нам кажется, уже должна быть стратегия, как использовать свободные земли. Возможно, даже придется изменить Генеральный план развития южной столицы до 2020 года, который когда-то нелепо предполагал, что строительный бум будет вечным. |