В иной партии бывает интереснее всего ходы записывать
Вместе, в том же месте
Три политические партии Казахстана заявили о своем предполагаемом объединении. Почему предполагаемом, поясним ниже. Это коммунисты, объединенные социал-демократы и запрещенная партия “Алга!” Альянс предложено именовать, как это было во время президентских выборов: “За справедливый Казахстан”.
Пока не ясно, войдет ли туда партия “Азат” во главе с Булатом Абиловым, но в последнее время много говорят и пишут о том, что азатовцы все глубже враждуют с остальными оппозиционерами и вряд ли присоединятся, скорее - будут сами присоединять. А на это уже не согласны коммунисты и социал-демократы...
В общем и целом получилось то, что получается всегда: оппозиция пытается консолидироваться, но ей, как всегда, что-то мешает. Или кто-то. Но от этого нам не легче. Политического процесса как не было, так и нет. И будет ли он - вопрос все более несмелый и даже глуповатый. Получается, что опять - как кто-то решит, так и будет.
Казахстанские партии в последние лет десять претерпели существенные изменения. Они стали партиями рыночными, сиречь олигархическими. Отдельные олигархи или их группки создают и содержат партии под вполне реальные бизнес-проекты. В этом, кстати, нет абсолютно ничего предосудительного. Все за счет чего-то и кого-то живут, и политические организации тоже должны как-то жить.
Другое дело, что культура, в том числе политическая, у наших олигархов, к сожалению, не соответствует уровню их доходов. И их стремление обязательно добиться чего-то именно сейчас и во что бы то ни стало в обход конкурентов отражается и на политической оппозиции.
Она вот почему-то никак не может стать действительно политической силой. Ведь совершенно ясно, что каждая в отдельности партия ничего собой не представляет. Нет у партий “второго уровня” ни региональных отделений, ни подготовленных кадров, ни лидеров, которых бы действительно уважали в масштабах всей страны.
Ясно, но это ничего не приносит. Нет в стране оппозиции. В том смысле, что нет настоящих партий. Что касается самой оппозиции, как явления, то она была и будет. Она будет везде и была всегда, даже в таких странах, как Германия тридцатых годов или современный Иран. Но чтобы сделать ее частью политической системы, нужна очень большая и сложная работа.
Но этого, похоже, никак не поймут и в Астане. Не поймут те, кто может еще воздействовать на процесс и эту работу наконец начать. А ведь может статься, что политическим партиям вообще перестанут хоть как-то доверять. Всем. Как дискредитировавшим себя общественным институтам. И наступит момент, когда начнут доверять просто популистским демагогам. Такое в истории случалось неоднократно. Когда политическая дискуссия, как форма разрешения общественных противоречий, становилась бесполезной и в силу вступали уже совершенно иные законы и методы, далекие от понятия “политический процесс”.
Но положение, надо полагать, не безнадежное. Кому-то в Астане все же пришла в голову спасительная идея сделать какой-никакой двухпалатный парламент. Если так, то нужна и вторая партия. Какая-никакая. Значит, и какой-никакой политический процесс будет все же протекать.
Выходит, что и объединение вышеназванных трех партий - не такое уж бессмысленное сотрясание воздуха. В “игре” появилась неплохая ставка - “легализоваться” в парламентскую партию. А дальше - уж как хозяева договорятся. |