Юлиана Жихорь
На этой неделе в Астане побывал глава правительства соседнего Кыргыстана. Визит состоялся спустя всего неделю после окончательного согласования Казахстаном, Россией и Белоруссией вопроса по созданию Таможенного союза. Первой “ласточкой” экономической интеграции трех стран стала корректировка Астаной экономических отношений с соседями по региону
Идеи многоуровневой интеграции стран постсоветского пространства обрели первые контуры - Таможенный союз. Прервав все переговоры по вступлению в ВТО, союз трех, еще не сформировавшись де-юре, начал завоевывать сторонников идеи присоединения. Вдруг выяснилось, что не вошедшим в него странам с гораздо менее развитой экономикой (то есть всем остальным государствам СНГ) придется выстраивать экономические отношения уже не с отдельными государствами, входящими в ТС, а с союзом в целом. И речь идет уже не только о единой таможенной пошлине на границе единого пространства, но и об экономической выгоде трех стран.
Более того, сейчас будет наблюдаться некое дифференцирование традиционных для последних лет двухсторонних взаимоотношений: является ли страна-партнер членом ВТО или не является. Из стран СНГ в разные годы в ряды Всемирной торговой организации вошли четыре государства: Армения, Грузия, Молдова и Кыргызстан. Учитывая нынешние достаточно лояльные двухсторонние экономические отношения с рядом этих государств, новообразующемуся Таможенному союзу придется рассматривать их в том числе как и потенциально возможную перевалочную базу для товаров из других стран ВТО. А это, в свою очередь, повлечет за собой и существенный пересмотр ранее заключенных договоренностей.
Первой ласточкой для корректировки политики Казахстана стали взаимоотношения с Кыргызской Республикой, премьер которой побывал на этой неделе в Астане. Карим Масимов предупредил киргизского коллегу Игоря Чудинова, что отныне взаимоотношения двух стран будут оцениваться “через призму создания Таможенного союза”.
Правда, при этом казахстанский премьер намекнул, что Таможенный союз станет неким катализатором всех интеграционных процессов в регионе: “Разговоры об интеграции в нашем регионе имеют очень конкретный характер”. Насколько тон этих политических разговоров будет увязываться с экономической составляющей, пока не известно. Равно и то, может ли идти речь о присоединении к ТС членов ВТО.
Кстати, Чудинов предпочел (по крайней мере, при прессе) вообще обойти тему интеграции, ограничившись лишь очередным сообщением, что расширение торгово-экономического сотрудничества с Казахстаном “имеет особое значение” для его страны: “Кыргызстан в этом отношении неуклонно стремится к созданию максимально благоприятных условий для деятельности казахстанского бизнеса в Кыргызстане”. Взамен на такую позицию Бишкек получил обещание возможности долгосрочных поставок казахстанской пшеницы и казахстанского мазута “на территорию братской республики”.
Вне интересов Таможенного союза оказалась важная для обеих стран и всего региона водно-энергетическая проблема. Она стояла на повестке дня на протяжении всего периода суверенитета новообразованных республик. Южный Казахстан традиционно топило киргизско-узбекской водой весной, и не хватало воды летом - в период полива. Время от времени страны пытались решать свои экономико-политической вопросы буквальным шантажом друг друга в энергетической сфере - то прекращали потоки газа и электричества, то выставляли миллиардные счета за уже потребленные ресурсы.
Осенью прошлого года вице-премьеры Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана договорились о скоординированном использовании общих водно-энергетических ресурсов региона в зимний и вегетационный периоды 2008-2009 годов. Ашхабад взял на себя обязательство продать дополнительные объемы электроэнергии Таджикистану и Кыргызстану, а Узбекистан взял на себя обязательство обеспечить транзит электроэнергии. Ташкент и Астана также договорились о бартере - если Узбекистан будет поставлять помимо законтрактованных объемов 150 миллионов кубов газа Казахстану, то Казахстан будет поставлять мазут и уголь Узбекистану. Эти договоренности впервые соблюдались безоговорочно всеми странами (как выразился премьер-министр Казахстана, “в течение этого зимнего периода мы практически не создавали проблем друг другу, а находили взаимоприемлемые решения: это баланс между наличием воды и поставками электроэнергии”).
А потому Астаной было предложено (правда, пока лишь одному из четырех государств) использовать общие водно-энергетические ресурсы согласно договоренностям, достигнутым в прошлом году.
Пока стороны раскланиваются и заявляют о важных сдвигах в двусторонних отношениях. Однако уже вырисовывается картина будущих изменений в них. Процесс этот будет, скорее всего, длительным и болезненным для остальных государств СНГ, не вошедших в Таможенный союз, особенно являющихся членами ВТО. Разумеется, в случае, если сама Всемирная торговая организация не ускорит переговорный процесс с “Союзом трех”.
Астана |