Юлиана Жихорь
Как парламент воду льет
Парламент серьезно настроен заставить правительство обеспечить, наконец, казахстанцев чистой питьевой водой. А заодно дать народу грамотных, а главное, достойно оплачиваемых учителей
Государственная программа “Питьевые воды” подвергается депутатской критике столько же лет, сколько существует. И каждый раз озвучивается одна и та же претензия: деньги, выделяемые на цели программы, уходят в никуда, как вода в песок. Из года в год Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета находит кучу замечаний по исполнению программы, финполиция и прокуратура “сажают” (объявляют выговор) ответственных за ее исполнение безответственных чиновников, внося представления об устранении нарушений законности. А воз, как говорится, и ныне там.
На этой неделе очередной мажилисмен - Петр Дмитриенко, вновь заговорил о наболевшем: “Отменены ранее проведенные тендеры по освоению выделенных средств, а новые не объявлены”. “Между тем около 21 процента населения до сих пор пьют воду из нецентрализованных источников, 2,2 процента пользуются привозной водой и около 1,6 процента используют воду из открытых водоемов”, - укоряет он Кабмин. А еще напоминает, что только на реконструкцию Булаевского группового водопровода в СКО из республиканского бюджета планировалось выделить в нынешнем году 559 миллионов тенге. Еще и Минсельхоз должен был дать на эти цели (из резерва правительства) 94,2 миллиона. “Однако до настоящего времени выделенные средства до области не дошли”, - констатирует депутат.
“Все это приведет к несвоевременному освоению средств либо некачественной укладке водопровода в зимних условиях”, - резюмирует мажилисмен и просит премьер-министра “дать поручение соответствующим государственным органам по устранению обозначенных проблем”.
Тем временем депутат, традиционно “ведущая” тему защиты прав и интересов учителей,
Раиса Полищук (сама в прошлом учитель истории и директор гимназии) обратила внимание главы Кабмина на зарплату педагогов. “Парадокс современной экономики образования заключается в следующем: денег в образовании формально становится все больше, однако на собственно образовательный процесс тратится все меньше, и, как показывает практика, все реформаторские новации последних лет, предпринимаемые в сфере образования, сводятся в конечном счете к попыткам сократить его бюджетное финансирование”, - заявила она. Заметив, что “деградирующий человеческий потенциал” вряд ли играет на руку “экономическим перспективам развития страны”. А надеяться на “спонтанный учительский энтузиазм, чувство долга и ответственности” уже не приходится.
Сегодняшний же уровень заработных плат в школах “вызывает справедливые нарекания и недовольство”. Особенно учителей, имеющих два образования - педагогическое и специальное (например, у учителей труда, музыки, рисования и т.п.), поскольку при оплате труда их высшее педагогическое образование не учитывается.
“В настоящее время учитель - самый низкооплачиваемый представитель сферы интеллектуального труда, к тому же еще и лишенный возможности повышать свой жизненный уровень за счет количества и качества своей работы, - говорится в депутатском запросе. - Существующая система оплаты труда фактически стимулирует погоню за нормы часов аудиторной нагрузки, сдерживает развитие новых педагогических технологий, консервирует классно-урочную систему, приводит к механическому снижению квалификационной категории учителя и, как следствие, к уменьшению его заработной платы, препятствует отбору перспективных педагогических кадров”.
Целых три депутатских запроса (Виктора Рогалева, Мурата Абенова и Кайрата Садвокасова) были посвящены одной теме: недовольству политикой австрийских властей, укрывающих уголовных преступников. Мажилисмены, хоть и озвучивавшие запросы в разное время, закончили свои вирши буквально одинаковыми фразами - попросили отечественный МИД донести послу Австрии в Казахстане Урсуле Фарингер свое гневное “фи” и “затребовать у нее официальные объяснения относительно бездействия австрийской стороны по данному вопросу”.
Астана |