Алла Иванилова
Борьба с коррупцией в стране набирает обороты. На этой неделе финансовая полиция на рассмотрение мажилиса парламента представила пакет поправок, призванных осложнить жизнь взяточникам
При разработке документа учитывался зарубежный опыт.
На этот раз государство решило покарать взяточников материально. Увеличены штрафные санкции в зависимости от размера мзды. Отныне нечистые на руку будут должны государству 4000 МРП и 6000 МРП вместо 800, 1000 и 2000 месячных расчетных показателей, как ранее. Также вводится обязательная конфискация имущества по всем коррупционным преступлениям.
Лиц, исполняющих управленческие функции в организациях, где доля государства составляет не менее 35 процентов в основном капитале, а также в их “дочках”, предлагается приравнять к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций. Таким образом, объяснил заместитель председателя Госагентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Андрей Лукин, они станут “субъектами коррупционных правонарушений”.
Представленный в мажилисе законопроект призван, как уверены чиновники, если не искоренить, то, в лучшем случае, снизить объемы теневой экономики в стране. Ее основу составляют лжепредпринимательство, легализация денежных средств и иного имущества, приобретенного незаконным путем, уклонение от уплаты налогов или других обязательных платежей в бюджет. За совершение именно этих преступлений вводится обязательная конфискация имущества.
Сегодня юридическое лицо может попасть под суд, если не предоставит декларацию о совокупном годовом доходе. Однако, согласно Налоговому кодексу, в республике действуют и другие виды деклараций. В этой связи законопроектом предлагается установить ответственность за непредставление налоговой отчетности в целом, в том числе совершенное группой лиц по предварительному сговору и в особо крупном размере.
Дабы исключить экономическую контрабанду, власти установили ответственность за перемещение через государственную границу в особо крупном размере товаров и денег. При этом чиновники уточнили, что крупный размер превышает 1000 МРП, а особо крупный - свыше 5000 месячных расчетных показателей.
Депутаты поддержали антикоррупционные начинания правительства. Однако высказали некоторые опасения. “Директор школы, живет на селе, у него 9 детей. Взял 20 тысяч, его за коррупционное преступление забрали и конфискуют жилой дом. Куда пойдут эти 9 детей? Останутся без крыши над головой?” - вопрошает мажилисмен Тито Сыздыков. Андрей Лукин заверил депутата, что “никто раздевать членов семьи не будет”. Законодательство в любом случае оставляет за взяточником и его семьей предметы первой необходимости. Впрочем, “переживать, что, если коррупционеру предъявили наказание в виде конфискации имущества, то его семья останется без крова, без крыши над головой, без куска хлеба, это не совсем корректно”, - отметил зампред финполиции.
Народные избранники не ограничились устными предложениями, а инициировали свой законопроект. В нем они предлагают путем внесения поправок в Трудовой кодекс ввести запрет на последующее трудоустройство коррупционеров в бюджетные организации, национальные управляющие холдинги, компании и институты развития.
Астана |