|
Юлиана Жихорь
На прошлой неделе правительство одобрило Концепцию комплексной модернизации коммунального сектора. По сути, документ принят во исполнение Послания президента, который призвал в условиях кризиса обратить взгляды внутрь страны. И, наконец, заняться самыми больными проблемами: ЖКХ, местной инфраструктурой, дорогами и т.п. Правительство написало концепцию на ближайшие пять лет, просчитало ее стоимость. Но, как обычно это происходит в последние годы, не задумалось над вопросом: а куда делись деньги, вливавшиеся в отрасль в последние десятилетия?
Сегодня коммунальный сектор - огромная сфера по предоставлению услуг по водоснабжению, канализации, газо-, электро-, теплоснабжению, мусороудалению и обслуживанию лифтов. И вся она, согласно данным Мининдустрии и местных акиматов, находится в полуобморочном состоянии. Износ инфраструктуры коммунального сектора, согласно данным Всемирного банка, составляет порядка 60-80 процентов. То есть запланированных 300 миллиардов тенге в течение пяти лет на приведение ее в рабочее состояние явно не хватит.
Акиматы подсчитали, что на восстановление и модернизацию всех объектов коммуналки потребуется более 2 триллионов (!) тенге. Вице-премьер Серик Ахметов нашел выход из положения - привлечение частных инвестиций в отрасль. Но...
Традиционно коммунальное хозяйство считается у нас сугубо государственной сферой. Мол, конкуренция на этом рынке невозможна (иметь более чем одного поставщика услуг для охвата одного и того же географического района было бы неэффективно. Например, нет смысла в том, что по одной и той же улице проложены два набора труб).
Однако забывается тот факт, что огромная часть нынешней инфраструктуры уже давно находится в частных руках либо в руках квазигосударственых предприятий в виде АО, ТОО или тому подобных предприятий, которые, как предполагается, должны быть не только самоокупаемыми, но еще и доходными. И, как изначально планировалось, должны сами инвестировать в отрасль, модернизируя и восстанавливая вверенные им объекты.
Но, как признают в правительстве, за последние двадцать лет присутствие частного сектора в сфере коммунального хозяйства не оправдало ожиданий. Так, с середины 80-х годов на долю частного финансирования пришлось менее 5 процентов (!) от общего объема инвестиций в сферу водоснабжения и канализации. При этом стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возросла.
Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на услуги теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения стимулирует предприятия коммунального комплекса к завышению собственных издержек. В Антимонопольное агентство ежегодно сотнями поступают заявки на увеличение тарифов частными предприятиями коммунальной сферы, буквально “рыдающими” о своей незавидной доле банкротов. И угрожающими перестать предоставлять услуги по причине отсутствия средств не только на модернизацию, но даже на поддержание объектов в работоспособном состоянии.
В результате государство, не разрешая повышать тарифы для населения, вынуждено ежегодно “компенсировать убытки” частников. По сути, это означает многомиллиардные вливания все в ту же бездонную бочку частных карманов.
При этом как государство, так и (тем более) сами частники, похоже, напрочь забыли, что в контрактах, заключавшихся в момент передачи объектов в частные руки, фиксировались обязательства бизнеса по модернизации вверенных объектов. Но в связи с отсутствием в тех же контрактах каких-либо карательных мер и фиксирования четких требований к обслуживанию, а также полной инертности проверяющих органов этот факт благополучно подзабылся всеми.
В результате казахстанцы на себе испытывают ежегодный рост тарифов при постоянном ухудшении качества обслуживания. (Яркий пример такой забывчивости - ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 Алматы, переданные бизнесу.)
По сути, государство, передав в частные руки почти половину отрасли, вынуждено само компенсировать затраты бизнеса на восстановление коммунальных сетей. Так, в рамках Госпрограммы жилищного строительства на 2005-2007 годы на развитие и обустройство инженерно-коммуникационной инфраструктуры выделялись из бюджета 50,5 миллиарда тенге. А в 2008-2010 годах эта сумма достигнет 90 миллиардов, из которых 15 миллиардов выделяются на ремонт сетей.
Есть еще один нюанс. Дело в том, что в Каахстане имеется достаточное количество бесхозных объектов: допустим, водовод построен, но на баланс ни государства, ни частника не поставлен. Как говорится в концепции, у частных предприятий “не хватает средств для оплаты корпоративного подоходного налога и налога на имущество, переданного на баланс предприятия”. А также “отсутствует механизм передачи указанной инфраструктуры на баланс предприятий”. То есть многие новопостроенные объекты хоть и эксплуатируются (более того, частник даже собирает с населения средства за предоставление услуг), но на абсолютно законных основаниях ветшают, юридически не принадлежа никому.
В правительстве нашли выход из финансовой пропасти - предложили разделить наконец коммуналку, как отрасль, на частную и государственную сферы. И привлечь на гособъекты частный бизнес на очень жестких условиях механизма государственно-частного партнерства. Напомню, что, согласно самой идее ГЧП, все взаимоотношения бизнеса и государства очень четко фиксируются документально: что должно делать государство и что должен делать бизнес.
Согласно концепции, отдавая бизнесу в управление свою собственность, государство сохраняет за собой право вмешательства в его деятельность. Например, в случае, если предприятие будет довольно долго тянуть и обходиться без осуществления требующихся вложений. Или если предприятие окажется не очень расчетливым (например, наберет слишком много долгов).
По сути, все изложенное в концепции есть не что иное, как сконцентрированный международный опыт управления коммунальной сферой. Но, учитывая тот факт, что у нас, в принципе, все делается “по мировым стандартам”, но с отечественным акцентом, не исключено, что и нынешние благие начинания также “почат в бозе”, как и все предыдущие. А отрасль так и останется наполовину частной, но полностью бюджетносубсидируемой при огромных тарифах.
Астана |