ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Круговорот “воды“ в концепциях События

Юлиана Жихорь
На прошлой неделе правительство одобрило Концепцию комплексной модернизации коммунального сектора. По сути, документ принят во исполнение Послания президента, который призвал в условиях кризиса обратить взгляды внутрь страны. И, наконец, заняться самыми больными проблемами: ЖКХ, местной инфраструктурой, дорогами и т.п. Правительство написало концепцию на ближайшие пять лет, просчитало ее стоимость. Но, как обычно это происходит в последние годы, не задумалось над вопросом: а куда делись деньги, вливавшиеся в отрасль в последние десятилетия?

Сегодня коммунальный сектор - огромная сфера по предоставлению услуг по водоснабжению, канализации, газо-, электро-, теплоснабжению, мусороудалению и обслуживанию лифтов. И вся она, согласно данным Мининдустрии и местных акиматов, находится в полуобморочном состоянии. Износ инфраструктуры коммунального сектора, согласно данным Всемирного банка, составляет порядка 60-80 процентов. То есть запланированных 300 миллиардов тенге в течение пяти лет на приведение ее в рабочее состояние явно не хватит.
Акиматы подсчитали, что на восстановление и модернизацию всех объектов коммуналки потребуется более 2 триллионов (!) тенге. Вице-премьер Серик Ахметов нашел выход из положения - привлечение частных инвестиций в отрасль. Но...
Традиционно коммунальное хозяйство считается у нас сугубо государственной сферой. Мол, конкуренция на этом рынке невозможна (иметь более чем одного поставщика услуг для охвата одного и того же географического района было бы неэффективно. Например, нет смысла в том, что по одной и той же улице проложены два набора труб).
Однако забывается тот факт, что огромная часть нынешней инфраструктуры уже давно находится в частных руках либо в руках квазигосударственых предприятий в виде АО, ТОО или тому подобных предприятий, которые, как предполагается, должны быть не только самоокупаемыми, но еще и доходными. И, как изначально планировалось, должны сами инвестировать в отрасль, модернизируя и восстанавливая вверенные им объекты.
Но, как признают в правительстве, за последние двадцать лет присутствие частного сектора в сфере коммунального хозяйства не оправдало ожиданий. Так, с середины 80-х годов на долю частного финансирования пришлось менее 5 процентов (!) от общего объема инвестиций в сферу водоснабжения и канализации. При этом стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возросла.
Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на услуги теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения стимулирует предприятия коммунального комплекса к завышению собственных издержек. В Антимонопольное агентство ежегодно сотнями поступают заявки на увеличение тарифов частными предприятиями коммунальной сферы, буквально “рыдающими” о своей незавидной доле банкротов. И угрожающими перестать предоставлять услуги по причине отсутствия средств не только на модернизацию, но даже на поддержание объектов в работоспособном состоянии.
В результате государство, не разрешая повышать тарифы для населения, вынуждено ежегодно “компенсировать убытки” частников. По сути, это означает многомиллиардные вливания все в ту же бездонную бочку частных карманов.
При этом как государство, так и (тем более) сами частники, похоже, напрочь забыли, что в контрактах, заключавшихся в момент передачи объектов в частные руки, фиксировались обязательства бизнеса по модернизации вверенных объектов. Но в связи с отсутствием в тех же контрактах каких-либо карательных мер и фиксирования четких требований к обслуживанию, а также полной инертности проверяющих органов этот факт благополучно подзабылся всеми.
В результате казахстанцы на себе испытывают ежегодный рост тарифов при постоянном ухудшении качества обслуживания. (Яркий пример такой забывчивости - ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 Алматы, переданные бизнесу.)
По сути, государство, передав в частные руки почти половину отрасли, вынуждено само компенсировать затраты бизнеса на восстановление коммунальных сетей. Так, в рамках Госпрограммы жилищного строительства на 2005-2007 годы на развитие и обустройство инженерно-коммуникационной инфраструктуры выделялись из бюджета 50,5 миллиарда тенге. А в 2008-2010 годах эта сумма достигнет 90 миллиардов, из которых 15 миллиардов выделяются на ремонт сетей.
Есть еще один нюанс. Дело в том, что в Каахстане имеется достаточное количество бесхозных объектов: допустим, водовод построен, но на баланс ни государства, ни частника не поставлен. Как говорится в концепции, у частных предприятий “не хватает средств для оплаты корпоративного подоходного налога и налога на имущество, переданного на баланс предприятия”. А также “отсутствует механизм передачи указанной инфраструктуры на баланс предприятий”. То есть многие новопостроенные объекты хоть и эксплуатируются (более того, частник даже собирает с населения средства за предоставление услуг), но на абсолютно законных основаниях ветшают, юридически не принадлежа никому.
В правительстве нашли выход из финансовой пропасти - предложили разделить наконец коммуналку, как отрасль, на частную и государственную сферы. И привлечь на гособъекты частный бизнес на очень жестких условиях механизма государственно-частного партнерства. Напомню, что, согласно самой идее ГЧП, все взаимоотношения бизнеса и государства очень четко фиксируются документально: что должно делать государство и что должен делать бизнес.
Согласно концепции, отдавая бизнесу в управление свою собственность, государство сохраняет за собой право вмешательства в его деятельность. Например, в случае, если предприятие будет довольно долго тянуть и обходиться без осуществления требующихся вложений. Или если предприятие окажется не очень расчетливым (например, наберет слишком много долгов).
По сути, все изложенное в концепции есть не что иное, как сконцентрированный международный опыт управления коммунальной сферой. Но, учитывая тот факт, что у нас, в принципе, все делается “по мировым стандартам”, но с отечественным акцентом, не исключено, что и нынешние благие начинания также “почат в бозе”, как и все предыдущие. А отрасль так и останется наполовину частной, но полностью бюджетносубсидируемой при огромных тарифах.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение