|
Анна Шелепова
Начало отпускного сезона омрачилось неприятным инцидентом. Автобус с казахстанскими и киргизскими туристами по дороге из аэропорта Антальи в Аланью перевернулся. Пострадали более 20 человек. Гражданину Кыргызстана ампутировали руку
К этому моменту большую часть пострадавших в аварии уже выписали из клиники. Еще двум гражданам Казахстана турецкие врачи продолжают оказывать необходимую медицинскую помощь. По некоторым данным, они перенесли сложные операции. В частности, одной женщине сделали операцию на позвоночнике.
Авария с соотечественниками случилась неделю назад, 22 мая. Туристический автобус перевернулся вблизи маленького городка Манавгат, который находится рядом с туристическим городом Сиде. Первыми, кто узнал об аварии, стали полицейские и медики.
- Поскольку туристы говорили между собой на русском, полицейские решили, что пострадавшие туристы из России, - рассказывает Ильяс Омаров, пресс-секретарь МИДа. - Этим и объясняется тот факт, что первым комментарии по аварии давал консул РФ. Он опроверг информацию о том, что в автобусе находились российские туристы, и объяснил, что в автобусе были только граждане Казахстана и Кыргызстана.
Как мы выяснили, в Анталье у нас нет своего консульства. Однако генеральный консул Казахстана тут же прибыл на место ДТП из Стамбула, где и располагается отечественное генконсульство. С места ДТП туристов повезли в ближайший госпиталь “Анатолия” в Сиде. В общей сложности были госпитализированы 24 отпускника. Всего в автобусе находились 34 туриста, поскольку двоих уже успели оставить в одном из отелей.
У детей, находившихся в автобусе, к счастью, сильных физических травм нет. Однако они получили глубокую психологическую травму. С ними до сих пор работают психологи. Дети боятся передвигаться в транспорте, в частности, садиться в автобус.
А гражданину Кыргызстана ампутировали руку. Он уснул на заднем сиденьи, и в момент ДТП разбившееся стекло глубоко вошло в руку пассажира. Те, кто сидел впереди, пострадали значительно меньше.
На сегодняшний день продолжается расследование обстоятельств аварии пассажирского автобуса. По предварительной версии следствия, водитель туравтобуса пытался объехать легковой автомобиль. В это время еще одна легковушка на большой скорости вылетела навстречу автобусу. Водитель автобуса, пытаясь сманеврировать, чтобы уйти от столкновения, не справился с управлением, и автобус угодил в кювет.
В Казахстане мгновенно отреагировали на это печальное событие. В столице в экстренном порядке создали межведомственную рабочую группу. В нее вошли представители МЧС, внешнеполитического ведомства, Минздрава, а также Министерства туризма и спорта. Доклады о развитии ситуации в Турции и состоянии здоровья казахстанских граждан ежедневно попадают на стол премьер-министра страны. Также была отмечена готовность МЧС забрать наших граждан из Турции и вернуть специальным самолетом на родину. Однако в этом нужды не оказалось.
Как мы выяснили, туристов, вылетевших 22 мая, отправляла компания TEZtour, которая, собственно, и специализируется на выездном туризме. Мы поговорили с Лилией Митиной, ассистентом генерального директора компании, и выяснили, что, по мнению собеседницы, компания выполнила все свои обязательства перед туристами.
“Страховая компания покрыла расходы. О каких-либо компенсациях речи не идет. Поскольку, как я понимаю, компенсация - это невыполнение каких-то обязанностей. Все, что от нас зависело, мы выполнили. В частности, в наши обязательства входило предоставить трансфер и номера в гостиницах. О трансфере мы договариваемся с турецкой транспортной компанией. ДТП с туристами, отправленными нашей компанией TEZtour Казахстан, произошло впервые.
Мы уже обсудили с руководством компании, что туристы, которые провели часть отпуска в больнице, если захотят, смогут продлить отпуск до 8 июня. Однако пока таких предложений со стороны туристов не поступало”.
Правда, как говорит глава Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова, существует такое понятие, как моральный ущерб. “Туристы, которые попали в больницу, могут подать официальное заявление и продлить отпуск на несколько дней за счет компании. Насколько я знаю, руководство компании готово пойти на этот шаг”.
А вот как комментирует Светлана Савченко, глава Национальной лиги потребителей Казахстана: “Договоров у туристов с транспортной турецкой компанией нет. Поэтому отношения они должны выяснять с казахстанской туристической фирмой.
Пострадавшие могут подать иск в суд на туркомпанию. И уже туркомпания будет менять ответчика на надлежащего. В данном случае, на транспортную турецкую компанию. Но при этом казахстанский туроператор не вправе снимать с себя ответственность”.
По словам юриста, в первую очередь, туроператор обязан доказать, что у него есть договор с турецкой компанией. Но ни мы, ни туристы не можем знать, имела ли турецкая компания основания заниматься пассажирскими перевозками, в каком состоянии был автобус, были ли права у водителя... Все это, в конечном итоге, туристов вообще не должно волновать.
Если документов у турецкой компании нет, значит, казахстанская компания загодя подвергла опасности жизни и здоровье людей. Если же у турков все документы в порядке, фирма-отправитель должна в любом случае доказывать в суде, что она все заранее проверила и турецкая компания оказалась добросовестной. И вот тогда надо будет подавать иск на турецкую компанию.
По словам собеседницы “НП”, туроператор обязан возместить моральный ущерб, в частности, деньги за отдых, лечение, реабилитацию и потерю трудоспособного времени. |