Алан Байтенов
Казахстан стремится заполучить право на проведение крупнейшей мировой выставки EXPO-2017. Процесс подготовки потребует огромных средств на строительство выставочных комплексов, создание специального закона и коррекцию таможенного законодательства. Зато отдача, как обещают власти, будет выше, чем от Олимпийских игр
Как известно, выставочная деятельность напрямую влияет на международный имидж страны и на ее экономику в целом. Однако, по мнению председателя Комитета торговли Мининдустрии Айдара Казыбаева, такой важный аспект сегодня незаслуженно остается за бортом внимания государственных органов. Отсюда и последствия: нет четкого механизма развития выставочной деятельности и откровенно хромает законодательная база.
Каким бы далеким не казался 2017 год, а совершенствовать выставочную область необходимо уже сегодня. По словам представителей МИТ, победитель должен определиться уже в 2011 году. Следовательно, для реформ осталось совсем немного времени.
Вместе с тем проблем в этой области предостаточно. В 2008 году объем выставочных площадей сократился на 70 процентов по сравнению с позапрошлым годом. Но и это полбеды. отсутствует самое главное - закон “О выставочно-ярмарочной деятельности в Республике Казахстан”, который и решал бы массу спорных моментов, возникающих в этой области. По словам исполнительного директора Казахстанской ассоциации выставок и ярмарок Ерлана Орынтаева, с существующим законодательством, не приспособленным под специфику выставочной деятельности, сложно избегать досадных недоразумений. Сейчас, по словам господина Орынтаева, реальные препоны ставит визовый режим: “Недавно к нам приезжали представители выставки из Шри-Ланки и им пришлось ждать около месяца, пока Казахстан предоставил им визу, и им еще пришлось заплатить 300 долларов. Естественно, все нарекания посыпались в наш адрес”.
Также претензии у исполнительного директора ассоциации есть и к таможенным законодательству и органам. В частности, он просил разобраться с вопросами таможенной очистки бесплатного раздаточного материала. Оказывается, все время приходится доказывать, что такого рода продукция не облагается сборами.
Кроме того, в Казахстане существуют только два выставочных центра, которые соответствуют мировым стандартам. это “Атакент” в Алматы и “Корме” в Астане, которые в сумме имеют всего 48 тысяч квадратных метров. Для сравнения: в Париже общая выставочная площадь составляет порядка 554 тысяч квадратных метров, в Ганновере - 478 тысяч, а во Франкфурте - 400 тысяч квадратных метров. Как известно, в этих городах в свое время проходила крупнейшая выставка EXPO.
При этом было отмечено, что строительство такого рода выставочных комплексов ведется в основном на бюджетные деньги. В то же время в оправдание предстоящих затрат докладчики упомянули, что одну из крупнейших мировых выставок EXPO посещают несколько миллионов человек, в основном туристов. Более того, сам председатель Комитета торговли МИТ Республики Казахстан подчеркнул, что эффект от такого мероприятия порой даже выше, чем от проведения Олимпийских игр, добавив при этом, что все строения, обслуживающие выставку, остаются в государстве. Более того, если Казахстан выиграет, то отечественные выставочные компании смогут получить возможность представлять иностранные фирмы на родной земле. Дополнительные преференции получат и отечественные производители, у которых на мировой выставке будут наиболее выигрышные позиции.
Однако отечественным производителям на заседании круглого стола было сделано замечание. В частности, господин Казыбаев отметил, что им еще очень много предстоит работать над качеством и оформлением продукции, потому что она в некоторых позициях проигрывает, например, товарам тех же соседних киргизских экспортеров.
Астана |