|
Пессимист, оказавшись перед выбором из двух зол, выбирает оба
Суфлер танцору не помощник
На неделе звучала тема европейского будущего Казахстана. С чем это связано, сказать сложно. То ли близится время казахстанского председательства в ОБСЕ, то ли грядет какое-то другое время, и захотелось кое-кому поговорить о чем-нибудь более приятном.
Но приятного получилось мало. Посол Казахстана в России Адильбек Джаксыбеков на днях участвовал в мероприятии в Москве, посвященном казахстанской программе “Путь в Европу”. И там он, судя по сообщению корреспондентки агентства РБК, сказал: мы хотели бы вступить в Европейский союз. Причем в реальном будущем. Но произойдет это, цитирует посла РБК, не при нынешней власти. А после присоединения ЕС можно переименовать и в союз уже Евразийский.
Однако сенсацию поспешил развеять заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин, который заявил, что все было не так. Джаксыбеков вообще, то есть в принципе, хочет в ЕС, но не в ближайшее время и даже “не при нашей жизни”. При чьей жизни, Грозин не уточнил. Также осталось неясным, в какой реинкарнации посол собрался в ЕС? И подразумевалось ли переименование ЕС уже в том, потустороннем мире?
Грозин попытался передать общую атмосферу происходившего. Передать так, что мы не можем его здесь не процитировать: “Сказано было (
Джаксыбековым. -
С.К.) в абсолютно отвлеченных, сослагательных фразах, при этом посол очень забавлялся, усмехался, говоря, что в жизни все возможно, и почему бы не допустить и такую вероятность”.
Рисуется водевильная картинка: казахстанский посол, забавляясь и усмехаясь, жонглирует словами перед девочкой-корреспонденткой РБК и эдак поигрывает - а чего не бывает, может, и вступим мы туда или сюда, а может, и нет, кто ж его знает? Поживем, вернее, проживем - увидим...
А г-н Грозин тут же, воспользовавшись случаем, прокомментировал: казахстанская программа “Путь в Европу” - это своего рода декларация о намерениях, которая ни к чему не обязывает, политическая маниловщина, чисто технический пиар-документ, не ставящий никаких стратегических задач, но необходимый Казахстану в свете его председательства в ОБСЕ. Вот так вот. Никто никуда, оказывается, не собирается. Нужно председательство “отбарабанить”, отметиться, а там уже другие программы накатаем.
Можно было бы и Грозину не поверить, но спустя пару дней европейская тема вновь зазвучала, и главным уже стал спикер сената Касым-Жомарт Токаев, который встретился с директором Бюро демократических институтов и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ Янешем Ленарчичем. И вот в ходе беседы Касым-Жомарт Кемелевич подчеркнул: “Рекомендации БДИПЧ внимательно изучаются и учитываются, но они не могут быть учтены в полном объеме в силу существования страновой специфики”.
В переводе с дипломатического на общечеловеческий язык сие означает: то, что нужно, мы и применяем, а чего нам не надо, того не просите, не будет. А председательствовать в ОБСЕ вы все равно нас уже выбрали, так что ждите нас такими, какие мы есть...
И нельзя не признать того, что нашему спикеру виднее. Он дипломат очень опытный. Начинал с Пекина, да еще тогда, когда у нас китайцев воспринимали как да-а-леких иноземцев. Такая у нас тогда была “страновая специфика”. А сейчас она уже иная... |