Константин Маскаев
Как известно, кроме поправок в ПДД, отечественная дорожная полиция собирается ввести обязательный талон к водительскому удостоверению. Принятое в прошлом году постановление начнет действовать с 1 июля текущего года. С этого дня передвижение по Казахстану на автомобиле без талона будет расцениваться как грубейшее нарушение и повлечет серьезные последствия
Дорожные полицейские и Казахстанский процессинговый центр наперебой расхваливают нововведение и пытаются убедить водителей, что новое средство - прямо-таки панацея от всех бед на дорогах. Дескать, и нарушений станет меньше, и мздоимцы утрутся, и штраф можно будет оплатить легко и даже весело - в одно касание о специальный терминал, коим будут обладать стражи дорог.
В талонах на специальном электронном чипе планируется хранить информацию о водителе, точнее, о его удостоверении личности и правонарушениях и оплаченных или “зависших” штрафах.
Талон выдается на основе данных водительского удостоверения, удостоверения личности и ИИН - индивидуального идентификационного номера, 12-значного числа, впечатываемого на удостоверениях последней редакции под датой рождения. Талон платный. В органах дорожной полиции за него берут 1200 тенге. Приобретение через процессинговый центр обходится в 2000 тенге. Но в этом случае за талоном не нужно ездить и выстаивать очереди: его доставят по месту работы.
С помощью талона дорожные полицейские рассчитывают на месте взимать штрафы в пределах до 20 МРП - около 22 тысяч тенге.
И вот тут возникают серьезные вопросы к инициаторам и организаторам нововведения. Во-первых, индивидуальным идентификационным номером обладают не все граждане. Не важно, по какой причине они его не получили. ИИН наклеивался сзади удостоверения накануне президентских выборов. На некоторых документах эти данные так затерты, что идентификации не поддаются.
Во-вторых, как быть нерезидентам РК (гражданам других стран), которые постоянно и официально проживают в Казахстане и управляют автотранспортом? А как быть водителям, следующим транзитом через Казахстан или находящимся здесь в частной поездке?
Наконец, вопрос, который будет касаться всех, без исключения. Чтобы талон был “работоспособным”, на личном счете водителя должен оставаться определенный остаток средств (предположим - это принятая депутатами максимальная сумма штрафа, которую можно уплатить на месте, - те самые 20 МРП). Это значит, что каждый должен будет, даже не совершив никакого нарушения ПДД, зарезервировать (исключить из семейного или иного бюджета) около 200 долларов. На каком основании?
Кроме того, где-то в банковских дебрях эти деньги должны будут аккумулироваться. Представьте, сколько денег могут быть доступны для негласного использования банком или его партнером? Ведь что бы ни говорили дорожные полицейские, иные водители годами ездят без нарушений.
По нашим грубым прикидкам, казахстанские водители дадут непонятно кому беспроцентный кредит в один миллиард долларов! Наличие талона никак не исключает, что нарушитель попытается договориться с полицейским. Так же, как и вчера, и сегодня: вместо заполнения протокола - небольшая сумма на поддержку хороших отношений. Причем желание договориться будет продиктовано нежеланием портить личную статистику: из талона-то нарушение просто так не сотрешь. |