Константин Маскаев
В среду исполнилось полтора года с тех пор, как казахстанская яхта “Чокан Валиханов” покинула порт Актау и ушла в кругосветное плавание. Плавание выдалось, следует заметить, непростое с самого начального этапа подготовки, когда организаторам - Центрально-Азиатскому географическому обществу (ЦАГО) - приходилось вести очень непростой диалог с чиновниками и убеждать их в значимости проекта для создания позитивного имиджа Казахстана в мире
Затем на первую в истории Казахстана отечественную морскую кругосветную экспедицию, получившую называние Terra Vita, периодически сыпались препятствия, которые вначале вынуждали откладывать старт, а затем менять планы уже в ходе реализации проекта. Яхта претерпела арест, серьезный ремонт части агрегатов и корпуса, замену членов команды. Но до недавнего времени продолжала двигаться к намеченной цели.
В конце апреля прошлого года стало известно, что после длительной и серьезной подготовки судно пересекло Атлантику и стало у берегов острова Барбадос.
В июне поступили сообщения, что “Чокан Валиханов” вновь нуждается в серьезном ремонте и с этой целью ушел к острову Гваделупа, став на якорь в порту Бас ду Форт, где расположен филиал компании “Пушон”, на гарантии у которой находится оборудование судна. За время многодневного пути через Атлантику у “Чокана Валиханова” вышли из строя радар, карты плоттера, опреснитель, а также началось расслоение пера руля.
В середине января этого года некоторые отечественные СМИ и специализированные российские яхтенные сайты рассказали, что команда кругосветки пока отозвана и находится дома: финансовый кризис истощил запасы ЦАГО, а поддержки со стороны правительства, министерств культуры и информации, туризма и спорта добиться не удалось. Из-за финансовых проблем путешествие пришлось остановить, вопрос о продолжении пока находится под сомнением.
Организаторы до последнего надеялись, что найдут деньги на продолжение экспедиции, а потому до сих пор официально не заявляют о том, что кругосветка приостановлена.
Яхта по-прежнему находится у берегов острова Гваделупа. Между прочим, за ее стоянку ЦАГО ежемесячно платит несколько тысяч евро. Чтобы сократить эти непосильные в данных условиях расходы, организаторы проекта надеются перегнать яхту в Северную Америку и пришвартовать ее недалеко от Флориды.
Мы пытались получить комментарий у президента ЦАГО Григория Евсеева, но на момент выхода номера связаться с ним не удалось. Мы попытаемся найти с ним контакт в ближайшее время. |