|
Деньги должны работать. Иначе работать придется без денег
Бакс без права передачи
Коллега-журналист на днях пошел в супермаркет за товарами самой первой необходимости. Когда рассчитывался в кассе, ему не хватило двух тенге.
- Да не ищите, - внезапно добродушно сказала кассирша, - не надо.
- А... почему? - насторожился коллега.
Добродушная кассирша ответила, что очередь уж очень большая, а искать два тенге, судя по всему, коллеге придется долго. Да и вообще - тенге скоро не будет.
- Как это? - ошарашено спросил журналист.
- Об этом уже в газетах пишут. Вы что, не читаете?
- Да мало ли что в газетах пи... - начал было коллега, но, вспомнив, где он сам работает, продолжать не стал.
Таким образом, растерянно констатировал он, придя в редакцию, предложение главы нашего государства нашло, судя по всему, широкий отклик в народе. Единая валюта, можно сказать, состоялась, и ее идея уже принимает стихийные формы. Точнее сказать, народ поверил в высказанный недавно главой нашего государства тезис об акментализме и о достижении “мирового саморастущего богатства, основанного на бездефектной мировой валюте”. Чего не скажешь о мировых лидерах, которые, как всегда, медлят с признанием правоты смелых идей и тем самым кризис усугубляют.
Между тем идею позаимствовали наши соседи, россияне. Причем взяли и не сказали, где. Они выдвинули ее (идею) на этой неделе на встрече двадцати министров финансов ведущих стран мира. Министры как раз и собрались обсудить проблему: как выбраться из кризиса. И тут россияне взятую ими идею министрам и подкинули: создать, помимо прочего, новую наднациональную резервную валюту, которую будут выпускать глобальные финансовые институты. Но в ответ, как и в нашем случае, никакой инициативной реакции.
То есть всерьез спасительные предложения не собираются даже обсуждать. Это касается как раз тех, от которых реализация этой идеи зависит. А нам с вами, которые не в восторге от нынешней мировой финансовой системы, создать такую универсальную валюту, естественно, не по силам.
В любом случае, идея хороша, хотя и далеко не новая. С самого начала было ясно, что ее во внимание не примут. Ибо создание наднациональной валюты - это удел развитых и сильных, а не “развивающихся” и сырьевых придатков. Но, в любом случае, хотя бы политическая выгода налицо: всегда можно сослаться на то, что кто-то не поддержал, и виноват, выходит, кто-то. Мол, мы предлагали, а они не захотели.
Между тем формирование единой валютной системы, как говорят заслуживающие уважения честные эксперты, - это вариант далеко не для каждой страны, то есть не для нас с вами. Это не учреждение благотворительной кассы, в которой каждый, кто провалил свою экономику, сможет получить от кого-то безвозвратную ссуду в какой-нибудь универсальной валюте. На бездарность.
Представьте себе, к примеру, такого члена мирового валютного клуба, как Зимбабве, в которой инфляция достигает сотен тысяч процентов в год и финансовой политики не существует в принципе. Спасет ли такую страну введение мировой валюты и как эта валюта будет функционировать в такой “экономике”?
Установить в мире денег равноправные отношения между всеми странами не удастся никому и никогда. Можно сожалеть об этом, но, скорее всего, нужно принять это как аксиому. Потому что отношение к самим деньгам в мире разное, так же, как и отношение к труду, к заслуженной прибыли, к праву на благосостояние, наконец. Никто никому ничего не должен. Ни мы им, ни они нам. И в этой связи отказаться от доллара или евро - это наш с вами свободный выбор. Почему бы нет? Кто нам мешает?
Давайте попробуем... |