Ботагоз Омар
В Казахстане может быть перенесен срок реализации крупных проектов в сфере дорожной инфраструктуры
Как сообщил в кулуарах секции II Астанинского Экономического форума председатель правления Казахстанского центра государственно-частного партнерства Болат Смагулов, реализация концессионных проектов в сфере дорожного строительства может начаться позже, чем было запланировано ранее.
Первые итоги конкурсов по возведению четырех крупных проектов, к которым относятся Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога (БАКАД), дороги Алматы - Хоргос, Алматы - Капшагай и Астана - Караганда, будут подводиться 25 марта. “Есть определенные моменты, из-за которых они, возможно, будут перенесены по срокам, так как есть ряд рекомендаций от международных организаций. Мы надеемся, что в любом случае данные конкурсы состоятся”, - отметил он.
Глава центра ГЧП напомнил, что среди реализованных проектов - строительство новой железнодорожной линии Шар - Усть-Каменогорск, линии электропередачи Северный Казахстан - Актобе, и в настоящее время уже есть ряд проектов в Мангыстауской области, к которым относится строительство аэропорта и автовокзала.
В ходе реализации проектов выявились пробелы в действующем законодательстве, поэтому Казахстанским центром ГЧП готовится ряд поправок в Бюджетный кодекс и в Закон “О концессиях”. Эти новшества будут внесены для их приведения в соответствие всем международным стандартам.
Кроме того, в настоящее время разрабатывается концепция развития ГЧП до 2020 года и те направления, которые позволят расширить сферу деятельности концессионных проектов, вызывающих большой интерес со стороны мирового сообщества. Казахстанской стороной уже подписаны меморандумы с Великобританией, Россией, Францией, Италией. Кроме того, ведется постоянная работа со Всемирным, Европейским, Азиатским банками, с Европейским центром ГЧП при ООН и рядом финансовых организаций.
Пока же сотрудничество частного и государственного секторов представлено только в инфраструктурных проектах. По мнению международных экспертов, такой диалог позволит значительно снизить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий.
По словам почетного генерального директора Международной дорожной федерации Энтони Пирса, проекты в рамках ГЧП всегда дают более качественный продукт, где весьма сбалансированное соотношение цены к качеству. “С точки зрения цены человеческой жизни проекты ГЧП уже ценны сами по себе”, - отметил он, напомнив, что в прошлом году в Казахстане на дорогах погибло более 200 человек на миллион казахстанцев. Это в 2,5 раза превышает среднеевропейский уровень. В Европейском союзе одна подобная смерть приносит концессионеру убыток в миллион евро. По мнению Энтони Пирса, “самые быстрые дороги являются самыми безопасными”.
Будем надеяться, что если в нашей стране схема ГЧП приобретет большой размах и предприниматели, возводящие дороги, возьмут на себя определенную ответственность за обеспечение безопасности, количество погибших в результате ДТП казахстанцев значительно сократится.
Астана |