Юлиана Жихорь
Малайзийские топ-менеджеры, управляющие астанинским аэропортом, довели его до банкротства, получая при этом заоблачные зарплаты и бонусы. Теперь АО “Международный аэропорт Астаны” активно проверяется финансовой полицией, перед приходом которой малайцы срочно скрываются с места работы. Такие слухи уже несколько недель обсуждаются в столице
Столичный аэропорт становился объектом слухов с момента постройки нового терминала. Все разговоры велись исключительно о целевом использовании средств и качестве управления воздушной гаванью Астаны. Учитывая, что подчас слухи становятся предвестниками крупных скандалов, не могут не заинтересовать последние “вести из кулуаров”.
Говорят, что якобы столичный аэропорт уже два года как находится на грани банкротства. При этом менеджеры компании “Малайзия Аэропорт Берхард Холдинг”, которой объект два года назад был отдан в доверительное управление на 10 лет, получают чрезмерно высокие зарплаты и огромные бонусы, несоизмеримые с вкладом в развитие аэропорта. По соглашению малайзийская компания должна осуществлять эксплуатацию, управление и техническое обслуживание аэропорта Астаны. Принимая управление, представители компании обещали до 2015 года увеличить пропускную способность аэропорта до 3,5 миллиона человек.
Но, судя по всему, увеличивать пропускную способность нужды не будет - зарубежные авиакомпании отказываются от услуг столичного аэропорта и при транзите предпочитают совершать дозаправочные посадки на аэродромах других стран. К примеру, “Люфтганза Карго” уже сменила Астану на Красноярск.
Кроме того, столичный аэропорт постоянно фигурирует в сводках различных проверяющих органов как нарушитель. Так, в мае прошлого года авиационная транспортная прокуратура Астаны проверила соблюдение природоохранного законодательства АО “Международный аэропорт Астаны” и обнаружила массу нарушений Экологического кодекса.
За последние два года финполицией столицы были возбуждены уголовные дела в отношении президента АО “Международный аэропорт Астаны”, администратора гостиницы аэропорта, начальника службы спецтранспорта и бухгалтера. И всех - по подозрению в хищении денежных средств. В общем, “голова” топ-менеджеров не контролировала деятельность “рук”.
Что касается нынешней проверки, то в департаменте по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиции) по Астане нам сообщили, что сейчас доследственная проверка финансово-хозяйственной деятельности АО “Международный аэропорт Астаны” действительно проводится. Причем, как говорится в официальном ответе финпола (за подписью начальника департамента Нурлана Шабдарбаева) на наш запрос, “по обращению его вице-президента по безопасности”.
Судя по всему, результаты проверки будут весьма нелицеприятными. Поскольку еще неделю назад по городу поползли слухи, что якобы малайзийская управляющая компания не исключает возможности разрыва контракта с Казахстаном. “Слухи об этом ходят, и, в принципе, они кое-какое основание имеют”, - сказал источник в АО “Международный аэропорт Астаны”.
Хотя не исключено, что и проверка-то проводится как раз по причине грядущего разрыва контракта. Этакая ревизия честности и профессионализма иностранного топ-менеджмента с целью выяснить размеры возможной неустойки.
Но как бы то ни было, если слухи и о направлении проверки, и о ее возможных результатах, а также о планах “Малайзия Аэропорт Берхард Холдинг” подтвердятся, то Казахстан может оказаться в роли старухи у разбитого корыта: популярность аэропорта благодаря “чудесному” профессионализму иностранных управляющих, которые оставляют за собой лишь тома уголовных дел, падает.
Астана |