Алла Иванилова
Строительство культовых сооружений во все времена для богатых людей считалось делом чести и престижа. В Казахстане в последнее время стало модным строить мечети в память о своих предках. Бизнесменов, желающих таким образом увековечить память об умершем отце или деде, как оказалось, в республике предостаточно. Сегодня Комитет по делам религий и Духовное управление мусульман ломают голову над тем, кто будет обслуживать уже построенные благодарными потомками культовые сооружения
Посадить дерево, построить дом и вырастить сына для некоторых казахстанцев, как оказалось, далеко не полный список жизненных приоритетов. В него в последнее время вошел и такой пункт, как построить мечеть. Сегодня во многих областях бизнесмены финансируют строительство культовых сооружений. Как правило, этот благой жест делается в память своих предков.
Несомненно, дело благородное и нужное. Однако еще с момента строительства возникает ряд проблем. Те, кто вкладывает деньги в возведение культового сооружения, желают по-своему видеть его архитектурный облик. Зачастую точка зрения благодарных потомков не всегда совпадает с мнением архитекторов и проектировщиков.
Чаще всего место строительства культового сооружения не согласовывается с Духовным управлением мусульман Казахстана (ДУМК), что приводит к их нерациональному распределению. Так, допустим, мечеть, или церковь, необходима в определенном городском районе или ауле, а между тем бизнесмен желает возвести ее у себя на родине, там, где нет в этом необходимости.
После того, как мечеть построена, встает вопрос, кто будет подключать сооружение ко всем благам цивилизации - к водоснабжению, электроэнергии и, наконец, кто будет работать и обслуживать здание. Естественно, служить там должен квалифицированный имам, прошедший аттестацию в ДУМК, требуется еще с десяток человек персонала.
|
Замаливать грехи никогда не было дешевым занятием |
В наше время никто на голом энтузиазме работать не будет. Поэтому встает вопрос об оплате их труда. Предприниматель же, построив мечеть, порой снимает с себя эти сопутствующие обязанности. Как сообщил председатель Комитета по делам религий Министерства юстиции Ардак Досжан: “Мы проводим совместную работу с Духовным управлением мусульман. Здесь нужна индивидуальная работа”.
Генпрокуратура неоднократно подчеркивала, что в стране много незарегистрированных культовых сооружений. В Комитете по делам религий подтверждают, что документы многих святых зданий оставляют желать лучшего. Местные власти объясняют эти упущения тем, что в свое время в республике ощущался дефицит мечетей и храмов, поэтому бизнесменам шли навстречу.
Сегодня государственные мужи решили упорядочить эту процедуру. Если раньше любой предприниматель мог взять участок земли под “святые нужды”, то в настоящее время это желание будет четко зарегламентировано. Отныне заявки будет рассматривать, а затем давать экспертное заключение Совет по связям с религиозными объединениями при правительстве. Такое предложение внес председатель Ардак Досжан. Кроме того, он отметил, что в ближайшее время будет проведена проверка всех культовых сооружений. Она завершится во втором полугодии.
Другая проверка - духовных учебных заведений - недавно завершилась. Ей должны были подвергнуться 24 религиозных объединения, зарегистрированных в Минюсте. По юридическим адресам отсутствовали пять духовных организаций образования, находящиеся в Алматы.
По решению суда закрыты три религиозных учебных заведения и приостановлена на шесть месяцев деятельность Казахстанской евангельской христианской семинарии “Свет”, находящейся в Карасайском районе Алматинской области. В итоге из 24 духовных организаций образования фактически проверено 15, из которых восемь не осуществляли свою деятельность. Пять из тех, кто осуществлял, не имели на то лицензии. В этих организациях слушатели обучались бесплатно, преподаватели работали без оплаты труда, а единственным источником поддержания их деятельности были различные пожертвования прихожан и благотворительных фондов.
Лишь два заведения - религиозные объединения “Медресе Астана” и “Медресе Шымкент” имеют лицензию на право ведения образовательной деятельности. Лицензию же на право ведения образовательной деятельности по специальности “Исламоведение” имеет только университет “Нур-Мубарак”.
Генеральной прокуратуре теперь предстоит оштрафовать и приостановить деятельность двух духовных организаций образования, не имеющих лицензий: Библейского института и Казахстанской пресвитерианской духовной семинарии. Если же данные учреждения возобновят обучение, надзорный орган подаст иск в суд о принудительной их ликвидации. Пока же такие жесткие меры примут в отношении исламского университета “Аль-Карим” и Библейского института “Жарык”.
Астана |