|
Ботагоз Искакова
Казахстанские производители упаковки подозревают своих конкурентов из Узбекистана, Туркменистана и Ирана в антиконкурентной политике и обращаются в правительство с просьбой инициировать в рамках ЕЭК антидемпинговое расследование в отношении торговли с третьими странами
Российские производители полимерного сырья уже начали действия по защите своего рынка и в июле 2020 года инициировали проведение со стороны ЕЭК антидемпингового расследования в отношении первичного полиэтилена высокой плотности, ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС из Узбекистана. Теперь аналогичные меры предлагают принять и казахстанские производители упаковки. По данным Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан “Атамекен”, сегодня для казахстанских производителей на рынке полимерной упаковки ЕАЭС сложились неравные условия торговли с третьими странами - Туркменистаном, Ираном и Узбекистаном. Это связано с разными таможенными ставками на сырье и готовую продукцию, а также с разницей в мерах поддержки производителей. Как сообщил “НП” председатель правления Ассоциации упаковщиков Казахстана Батырбек Аубакиров, в производстве упаковки 80 процентов стоимости составляет стоимость сырья - полипропилена. Отечественные предприятия не покрывают полной потребности упаковщиков, производя около 30 тысяч тонн этого материала в год при потребности 80-100 тысяч тонн, а потому введенная в рамках Таможенного союза пошлина в размере 6,5 процента на ввозимый полипропилен лишает казахстанских производителей упаковки свободы выбора. В этих условиях они вынуждены покупать сырье российского производства, объемов которого также не всегда достаточно.
Сегодня производители казахстанской упаковки проигрывают в цене готовой продукции туркменам, узбекам и иранцам. По словам Батырбека Аубакирова, в рамках соглашения с Узбекистаном, если их продукция поставляется в Казахстан, то с них не взимается таможенная пошлина. Если же мы экспортируем свой товар, то должны платить 20-процентную пошлину. Это связано с тем, что Казахстан следует взятым обязательствам в рамках Соглашения о свободной торговле между правительствами Казахстана и Узбекистана от 1997 года. Кроме того, крупные производители мешкотары Узбекистана работают в специальных экономических зонах. “Кроме того, узбекские производители активно играют на курсовой разнице, у них есть два вида обменного курса - государственный и частный. При этом их производители полипропилена продают нам сырье совершенно по иной стоимости, чем на их внутреннем рынке”, - считает глава ассоциации. По данным отраслевой ассоциации, продукция, произведенная в Туркменистане, не облагается налогом при ввозе на территорию России, а затем также попадает на казахстанский рынок. Схожая ситуация по импорту готовой продукции и с Ираном. По мнению участников рынка, для изменения ситуации следует ввести запрет на ввоз мешкотары и биг-бегов из третьих стран, изменить ставки импортных пошлин и инициировать расследование на возможность применения антидемпинговых мер. В предыдущие годы Евразийская экономическая комиссия предлагала разработать план развития рынка полимеров в ЕАЭС. Директор департамента промышленной политики ЕЭК Владимир Мальцев предлагал разработать план развития рынка полимеров для стран “пятерки”. Первым шагом к развитию внутреннего рынка союза должны были стать разработка и принятие дорожной карты сотрудничества в сфере расширения внутреннего рынка полимерной продукции в ЕАЭС и выделение нефтехимического комплекса в отдельную индустрию производства изделий из полимеров. ЕЭК предлагал рассмотреть возможность субсидирования стоимости энергоресурсов для производителей полимерной продукции в рамках кооперационных проектов. Кроме того, меры поддержки должны были коснуться внедрения инновационной инфраструктуры (евразийские технологические платформы, промышленные кластеры, технопарки). В условиях пандемии и экономического кризиса эти вопросы снова встали во главу угла. Пока Евразийская экономическая комиссия начала с проведения антидемпингового расследования в отношении узбекской продукции. Производители упаковки из Казахстана надеются, что география расследования в этом отношении расширится до производителей Туркменистана и Ирана.
Сегодня на отечественном рынке действуют 13 активных производителей полимерной упаковки, доля которых на рынке составляет около 60 процентов, обеспечивающих более пяти тысяч рабочих мест. В международной торговле упаковка является базовым вопросом. Если наша продукция ориентирована на экспорт, она является незаменимым звеном в цепочке международной торговли, и здесь мелочей не бывает. Обычным потребителям может показаться странным - какая разница, упакован ли товар в мешки по 45 или 50 килограммов, но в развитых странах каждый грамм имеет значение. Как правило, там товар разгружается, перерабатывается, превращается в другие вещи без людей, с помощью техники, и лишние полкилограмма в мешке, лишняя пара сантиметров в упаковке могут вывести из строя целые заводы. Кроме того, упакованная крупными партиями продукция может просто-напросто не поместиться на складах из-за стандарта полок, в супермаркетах, то есть вопрос упаковок играет наиважнейшую роль в этой сложной системе. Каким бы ни было качественным и привлекательным по стоимости содержимое, если упаковка не отвечает стандартам компаний-заказчиков из разных стран мира, они из-за неподходящей тары могут понести дополнительные расходы, которые могут повлиять на удорожание стоимости товаров. Так, им может потребоваться создание еще одного предприятия, которое будет переупаковывать продукцию в свои мешки. Теряются драгоценное время и финансовые средства, что неминуемо ведет к удорожанию. Покупатель может выдвигать свои требования к упаковке ввиду особых условий хранения, наличия оборудования, способного перевозить определенный лимит груза, наличия своей меры весов. К примеру, в США обычными единицами измерения массы являются унции, фунты и тонны, а длину принято измерять в дюймах, футах, ярдах и милях, тогда как в Европе принята привычная нам метрическая система мер, но необходимые объемы отмеряемого товара необходимо заранее оговаривать в контракте. В промышленных закупках внешнее оформление и расфасовка - это не блажь, а необходимость. А потому в экономике, ориентированной на экспорт, важно развивать упаковочный бизнес.
Нур-Султан
|