|
Даулет Алтаев
Западно-Казахстанская территориальная инспекция лесного хозяйства и животного мира обращается с просьбой - необходимо срочно увеличить количество сотрудников, чтобы защитить увеличившееся поголовье уральской сайги. Ведь сегодня на одну группу (пять человек) приходится от пяти до 20 тысяч особей. Обращаются в профильный комитет и РГКП “ПО “Охотзоопром” - мол, иначе ни о какой эффективности работы по защите сайги не может быть и речи
Меры необходимо принимать срочно, ведь браконьеры не останавливаются и продолжают истязать природу. На этой неделе стало известно о еще одном задержании профессиональных преступников и убийц в Западно-Казахстанской области. На трассе Атырау - Уральск остановлена машина, в которой найдены 280 рогов сайги. Вообще, ситуация с подобными пропорциями, то есть количеством охраны, предоставленной на громадный регион, возмущает. О каком контроле над ситуацией можно говорить? Не исключено, что похожее положение дел с убийственным дефицитом сотрудников наблюдается в каждом регионе республики. Только вот не все об этом говорят. Сейчас помимо браконьеров-убийц у антилопы есть два очень сильных врага. Это отсутствие возможности направить необходимое количество людей и средств на защиту. И нежелание доводить дело борьбы с браконьерством до победного конца. Ведь, что получается - все необходимые поручения есть (в первую очередь президента), все необходимые законы и ужесточения наказаний - тоже. А вот наказывать некого (пусть даже могут дать и 12 лет с конфискацией). Да и работать-то на защиту сайги, оказывается, некому.
Интересная особенность - задержанный автомобиль имеет российские государственные номерные знаки. Однако управлял машиной житель ЗКО. К слову, это не первый случай, когда преступники используют автомобиль с иностранными номерами (в большей степени российскими). Недавний случай также произошел на западе Казахстана - у убийц, которых поймали 18 мая и при которых нашли 434 рога сайги, одна из конфискованных машин также имела российский учет. По мнению специалистов, преступники используют подобную схему для того, чтобы не привлекать особого внимания. Как правило, машина с номерами соседнего государства не так примечательна, как автомобиль из родного, но без номеров. А еще, считают преступники, такой автомобиль идентифицировать гораздо сложнее. Кстати, об этом говорят сами проверяющие, путешествующих гостей лишний раз беспокоить не хотят. В общем, попытка прикинуться туристом дает возможность проскочить из точки в точку и успешно сбыть товар. А если поймают, то - машина не моя, базы данных разобщены. Впрочем, российский учет, на наш взгляд, дает гораздо больше возможностей - при “правильном” обращении с делом и сотрудничестве с пограничной службой можно узнать, когда конкретно этот автомобиль пересек границу с точностью до минуты. Не говоря уже о том, кто был за рулем. Особенно удачно удается проскакивать преступникам в условиях тотальной нехватки специалистов. По данным упомянутого выше ведомства, четыре группы (20 человек) на восьми машинах в принципе не способны взять под контроль область. Ситуация с кадрами и с техническим оснащением действительно очень нехорошая - согласно официальным данным, на одну охранную группу приходится от пяти до 20 тысяч особей! Напомним, по данным авиаучета за 2019 год, сообщают в территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира ЗКО, численность сайги в ЗКО равнялась примерно 217 тысячам особей. Так вот, при таких убийственных пропорциях маленькие стада численностью 100-200 голов в принципе остаются без присмотра. А браконьеры, как правило, отлично знающие специфику края, в котором промышляют, прекрасно осведомлены о реальном положении дел и соотношении сил. И нападают в основном на такие стада, выкашивая степную антилопу буквально сотнями. У них есть время разделать туши (в некоторых случаях - уничтожить), собрать рога и безнаказанно покинуть место преступления. А позже вернуться. Сейчас до сих пор дело о браконьерстве (конечно, если не погибли люди) с высоким процентом вероятности превращается в “висяк”. Порой складывается впечатление, что следствие затягивается на разных этапах намеренно - будто нарочно дают время уйти и замести следы. Мы вот до сих пор ничего не слышим о громких делах недавних месяцев. Например, складывается впечатление, что дело с брошенной под Кызылордой машиной с 54 тушами сайги и 244 рогами окончательно заглохло. Напомним, 11 апреля неподалеку от села Досан, которое расположено в Кызылординской области, сотрудники РГКП “ПО “Охотзоопром” заметили две автомашины. Как сообщают представители упомянутого ведомства, они пытались въехать в Кызылорду, минуя блокпосты. В общем, увидев инспекторов, машины резко свернули в сторону рисового поля и попытались скрыться. В результате погони один из автомобилей перевернулся. По официальной версии, преступникам удалось скрыться на втором авто. То есть даже при дефиците средств, людей и сил сотрудники РГКП “ПО “Охотзоопром”, рискуя жизнями, отбили у браконьеров целую машину улик. Но что же дальше?
К сожалению, общее положение дел с браконьерством в Казахстане, то есть его бешеные финансовые обороты, сравнимые, пожалуй, лишь с наркобизнесом, не дает морального права проводить расследования и судебные процессы в закрытом, кулуарном формате. Уж очень сильна та темная сторона, которая владеет этим кровавым бизнесом. Единственный, на наш взгляд, действенный вариант избежать коррупционных соблазнов и давления со стороны - решать любое дело по браконьерам с обязательным привлечением общественности. Более того, на общественные слушания выносить также и обсуждения относительно адекватности наказания за совершенное преступление. Ведь в который раз хотим повторить свою позицию: браконьер - это тот, кто убил и съел. За сайгу ему дадут пять лет тюрьмы. Все остальные относятся к организованной преступности, бандформированиям (уготовано максимальное наказание в виде 12 лет тюрьмы с конфискацией согласно нормам Уголовного кодекса, статья 339 часть 3), с которыми и бороться необходимо соответствующими методами, начиная с момента задержания. |