Мадина Меирманова
Жить с каждым днем становится лучше, но дороже. Снятие режима жесткого карантина подхлестнуло не только “отложенный спрос”, но и цены. На все товары
В середине марта, когда в стране зафиксировали первый случай COVID-19 и сообщили, что вводится ЧП, ажиотажный спрос на традиционный кризисный набор (соль, гречка, сахар, туалетная бумага) подхлестнул рост цен на все продтовары. Впрочем, народ закупался впрок еще и потому, что введение ЧП совпало в Казахстане с резким падением курса тенге (16 марта тенге обесценился до 434,6 за доллар и уже в Наурыз “американец” торговался на уровне 444,8 тенге: за 20 дней марта нацвалюта обесценилась на 18 процентов). И народ, ожидая, что американская валюта обязательно отразится на цене даже отечественной картошки, бежал мешками скупать рис/сахар/макароны. Что интересно, в отличие от девальвации 2009-2012 годов обесценение перед карантином национальной валюты не вызвало массовой скупки бытовой техники, которая уж точно напрямую зависит от стоимости американской валюты.
Рост цен на продовольствие составил основную долю в шестипроцентной инфляции за март. Тогда картошка выросла на треть к уровню цены марта 2019 года. А гречка (в короткий период и в некоторых магазинах) порой достигала 800 тенге за кило. Введение предельных цен на социально значимые продовольственные товары поостудило стоимостный пыл. Но и за апрель продовольствие (согласно статданным) поднялось в цене почти на два процента. Но это в среднем. Овощи же в апреле подорожали на четверть, крупы - на 8,4 процента, мясо, мука и макароны - на четыре-пять процентов. В мае рост продолжился. Вроде и незначительный, всего на процент с небольшим за месяц. Но повальный. Сыр, например, стоил в апреле 2865 тенге, а в мае - уже 2904. Масло сливочное подорожало на 30 тенге, говядина (лопаточно-грудная часть) сразу после отмены режима ЧП (напомним, на нее была установлена предельная цена) прибавила 12 тенге, колбаса - 20, окорочка - пару тенге. Разве что яйца скинули в цене один тенге да капуста подешевела наполовину (спасибо проблемам с экспортом капусты в Россию). В общем, продавцы отыгрывают карантинное затишье, а покупатели... Покупателям тяжело. Экономическая активность только начинается (еще даже не все сферы деятельности возобновили), доходы у многих еще не начали поступать, а если и поступают, то не столь объемные, как до карантина. Особенно это касается частного предпринимательства. Собственно, пытаясь наверстать упущенную выгоду, работающие в сфере услуг (там, где стоимость доллара вообще не имеет никакого значения) также начинают задирать цены. Например, услуги юристов и страховки авто подорожали на 10 процентов, частная медицина выросла в цене на 3,2 процента, услуги детсадов, парикмахерских и кабельного телевидения - на два процента. В общем, карантин обескровил карманы казахстанцев на пару месяцев, но за снятие карантина, похоже, теперь будем расплачиваться бесконечно. Потому как повышение цен, увы, редко продолжается их снижением. Разве что в долгосрочной перспективе или краткосрочно по причине сезонного фактора.
Нур-Султан |