|
Даулет Алтаев Кто напутал с пропорциями - такая статистика вообще ведется? Складывается впечатление, что тех, кто имеет право передвигаться в режиме карантина, гораздо больше, чем тех, кто продолжает соблюдать режим. А если с точки зрения локальных властей эта ситуация считается нормальной, не профанирует ли такое положение вещей идею продолжения карантина сегодня? Не говоря уже о многомиллиардных тратах на обеспечение изоляции. Прекращение 11 мая режима ЧП (но не карантина) в Казахстане спровоцировало бурную реакцию. Сограждане услышали и увидели в этом буквально отключение угрозы COVID-19 и тут же попытались нарушить условия еще, напомним, действующих ограничений
Все это вылилось в многокилометровые пробки на границах крупных городов, в которых еще действует режим карантина. Очереди из нарушителей создают существенные сложности для пересечения блокпостов машинам скорой медицинской помощи (экстренные случаи), машинам с медикаментами, со средствами персональной защиты и продовольствием. Впрочем, сложившаяся ситуация является маркером в обществе. Сегодня, несмотря на довольно внушительный список работающих организаций, выезжать в город, за его пределы, да и, в принципе, покидать свои дома рекомендуется далеко не всем. Однако складывается впечатление, что количество соблюдающих режим самоизоляции и требования карантина гораздо меньше, чем тех, кто получил документальную возможность ввиду производственной необходимости передвигаться по карантинной зоне и выезжать за ее пределы. На самом же деле работают только необходимые структуры - те, без кого процессы окончательно встанут. Но это далеко, поверьте, не весь город. Вся остальная масса, получается, нарушители. Это объяснимо и является следствием преждевременного снижения контроля над соблюдением карантина со стороны правоохранительных органов. К сожалению, как только объявили, что в крупных городах снимают внутренние посты, на улице сразу же появились автомобилисты, не имеющие ничего общего с понятием “обеспечение жизнедеятельности города”.
Похожая ситуация произошла и в тот момент, когда определенной группе граждан (дачникам) разрешили выезд за пределы карантинной зоны. Да, порядок строгой пропускной системы вроде остался, но в него, получается, никто не верит. Это примерно то же самое, как выезжать в другой город, не имея билета. То есть ехать на вокзал с ожиданием возможности найти помощника, который продаст билет. А может, удастся договориться с проводником? Мол, ситуация безвыходная - ехать надо... Получается, что остается надежда на слабину блокпоста. Явно не на пустом месте. Ведь, как показывает практика, полиция, которая находится на блокпостах, не может гарантировать 100-процентной фильтрации. По крайней мере, в городах мы видим, как полиция порой пропускает довольно свободно (в бытность внутренних постов). Это же касается и такси - договориться с “кэбом” о том, чтобы он развез группу (допускается лишь один пассажир) по домам, сегодня можно довольно свободно. Да что там говорить, по-прежнему работают сервисы “каршеринга” - этим машинам позволительно было передвигаться по территории карантинной зоны даже в период действия самых строгих мер. При этом никто не даст гарантии, что эти автомобили обрабатывают должным образом, - все на ответственности клиента. Да, собственно, и “попасть в обойму”, то есть в базу тех, кому передвигаться по городу разрешено, - вероятно, задача “решаемая”. Отсюда и пробки на блокпостах. Те, кто раньше, будучи в базе, передвигались по городу, теперь решились пересечь и границу - в результате проехать блокпосты затруднительно из-за образовавшихся очередей тем, кто имеет право (и должен по роду деятельности) на транзит. А ведь любая возможность нарушить требования режима карантина девальвирует понятие общественной безопасности. Вот только все это вполне ожидаемо, учитывая нашу ментальность. Карантин - как и закон - действенен не столько строгостью, сколько неотвратимостью, обязательностью исполнения. А с этим традиционно не “как в аптеке”. Да, собственно, и в аптеке тоже не очень... |