Мадина Меирманова Дороги вновь приходят на помощь экономике. Инфраструктурное строительство должно обеспечить временной работой 200 тысяч граждан, а страну, наконец-то, хорошими магистралями
Дороги в ХХ веке не раз становились спасением экономик, находящихся в глубоком кризисе. Великая депрессия стала стимулом для появления автобанов в США и Германии и спасением для многих тысяч безработных. Собственно, и в Казахстане антикризисные планы последних десятилетий (2008 - 2010, 2016 - 2018) включали в себя масштабное инфраструктурное строительство - и как драйвер экономического роста, и как наиболее трудоемкую сферу. Вот и сейчас дороги пришли на помощь. До 2025 года в Казахстане создадут 550 тысяч временных и постоянных рабочих мест в рамках реализации Государственной программы инфраструктурного развития “Нџрлы жол” на 2020 - 2025 годы. С учетом не самой лучшей экономической ситуации в мире и перспектив сокращения рабочих мест в добывающей и металлургической отраслях (по причине снижения спроса на их продукцию) новые рабочие места будут востребованы. Только в этом году создадут более 200 тысяч рабочих мест в строительстве и реконструкции республиканских автодорог.
До 2025 года планируют довести до “хорошего” и “удовлетворительного” состояния 100 процентов дорог республиканского значения (для этого потребуется построить и отремонтировать более 21 тысячи километров автомагистралей) и 95 процентов дорог областного и районного значения (ремонт 27 тысяч километров). Только в этом году откроется движение на 2,6 тысячи километров на таких участках, как Талдыкорган - Усть-Каменогорск, Караганда - Балхаш - Капшагай, Калбатау - Майкапшагай, Мерке - Бурылбайтал, Ушарал - Достык, Актобе - Астрахань, Узынагаш - Отар, Петропавловск - граница России, Костанай - Денисовка. “В этом году объемы сдаваемых республиканских дорог в четыре раза больше прошлогодних. По местным дорогам в этом году будут проводить ремонтные работы на 3,5 тысячи километров. В истории Казахстана еще никогда не было такого объема запланированных работ, и наша задача - полностью их реализовать. Надо мобилизовать все ресурсы”, - обратился Премьер-Министр Аскар Мамин к коллегам по Кабмину во время очередного заседания правительства. Оно и понятно: надо пользоваться ситуацией. С одной стороны, это сможет поддержать бизнес. Ведь строительство - это огромный пласт экономики, дающий мультипликативный эффект на все сферы. С другой - создаст хороший задел для будущего. И есть надежда, что избавит, наконец, Казахстан от “визитной карточки” дорог - “туалетов-будочек”. Дело в том, что в программе оговаривается, что все 100 процентов дорог будут обеспечены “объектами дорожного сервиса, соответствующими национальному стандарту”. (К следующему году в соответствие с требованиями национального стандарта приведут 158 объектов сервиса, построят 23 автозаправочные станции с санитарно-гигиеническими узлами и установят 62 отдельных санитарно-гигиенических узла.) Правда, за это придется платить: к 2025 году километраж платных автодорог должен вырасти с 682 до 11,7 тысячи километров. Как сообщил Министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов, до конца этого года планируют выполнить монтаж систем платности на 5,7 тысячи километров. Казахстан, как известно, претендует на звание транспортного хаба. Автомагистраль Западная Европа - Западный Китай сейчас уже задействована, но этого явно недостаточно. Программой запланировано увеличение и транзитного потенциала страны железнодорожным транспортом на 50 процентов (с 842 тысяч до 1,661 миллиона двадцатифутового эквивалента), ну и в целом наращивание грузовых перевозок (с 18 до 26,9 миллиона тонн). Этому будет способствовать и ремонт ж/д полотна. Правда, здесь до идеала все еще будет очень далеко. Согласно индикаторам госпрограммы к 2025 году износ магистральной железнодорожной сети снизится до 49 процентов, а локомотивов - до 58. Зато закупят 600 новых пассажирских вагонов (из них 50 уже в нынешнем году). Улучшение транспортной инфраструктуры должно стать стимулом для роста пассажиропотока. Он к 2025 году должен подрасти на треть (с 8,1 до 11 миллионов человек в год, в том числе транзитных пассажиров - в два раза, с 1 до 2,2 миллиона человек). Впрочем, здесь речь идет не только о наземном транспорте, но и об авиаперевозках. Воздушным воротам страны программа также уделяет огромное внимание. В этом году власти обещают открыть новый международный аэропорт в г. Туркестане и новый пассажирский терминал в г. Шымкенте. Начнется реконструкция ВПП аэропорта Урджара (в Восточном Казахстане вблизи Алаколя). Сейчас маленький аэропорт Урджара принимает самолеты из Нур-Султана, Алматы, Усть-Каменогорска и Семея, что для развития внутреннего туризма (не говоря уже про въездной) явно недостаточно. “В случае выделения финансирования начнем реконструкцию еще двух ВПП аэропортов в городах Усть-Каменогорске и Ушарале”, - сообщил Министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов. В ближайшие пять лет предусмотрено строительство еще 13 аэродромов (строительство планируют начать в 2022 году). Но пока авиаотрасль страны встала. Из-за коронавируса на 100 процентов приостановлены внутренние рейсы и на 98 - международные. Предварительно потери авиации из-за пандемии оценивают в 300 миллиардов тенге.
Нур-Султан |