|
Алла Иванилова Коронавирус обнажил немало проблем в стране. К примеру, дефицит медицинских масок еще раз показал, что отечественная легкая промышленность в зачаточном состоянии, хотя могла бы стать одной из отраслей для диверсификации экономики, особенно на фоне снижения запасов полезных ископаемых, падения цен на нефть, металлы и очередной приближающейся волны кризиса. Но для ее развития есть ряд сдерживающих факторов
Во времена Казахской ССР легкая промышленность включала в себя 14 отраслей и 69 промышленных объединений и предприятий. В отрасли в 1985 году работали 203 тысячи человек, выпускали более двух тысяч наименований продукции, а доля продукции отрасли в общем объеме производства республики составляла более 15 процентов, легкой промышленности СССР - четыре процента. Такой успех объяснялся тем, что рынок был закрыт и ввоз импортной продукции ограничен. В 90-е годы ситуация кардинально изменилась. В Казахстане практически была утеряна легкая промышленность, по крайней мере, некоторые ее секторы. Сегодня в республике из 1071 всего 40 крупных и средних предприятий легкой промышленности. Но это не швейные или обувные фабрики, а ателье или артели. Некоторые подотрасли и вовсе представлены только одним крупным или средним предприятием. При этом средняя загруженность мощностей всех предприятий составляет чуть более 26 процентов, реальное количество работников - 9300 человек (в советское время этот показатель составлял 200 тысяч).
При этом сегодня в мире эта отрасль активно развивается. Мировой объем только рынка одежды и обуви составляет 1,7 триллиона долларов - столько же, сколько ВВП Канады. Ежегодное перепроизводство этих товаров - 210 миллиардов долларов. В 2019 году объем мирового текстильного рынка оценивался в 961,5 миллиарда долларов. В год в мире производят 150 миллиардов предметов одежды, то есть по 20 на одного человека. При этом 30 процентов одежды никогда не продается. За последние 15 лет потребление тканей и одежды выросло в странах ЕС на 90,5 процента, в США - на 99,3, в Японии - на 220 процентов. В Китае, Турции и Индии легкая промышленность объявлена в качестве приоритетной для развития национальных экономик. В большинстве из них разработали программы поддержки отраслей легкой промышленности, включающие меры государственной поддержки производителей. Что же мешает Казахстану развивать эту социально значимую отрасль, которая могла бы стать несырьевым драйвером ВВП, обеспечить высокую занятость населения и прежде всего среди женщин. В первую очередь это дороговизна производства. Отечественные предприятия вынуждены конкурировать с азиатскими производителями, использующими более современное оборудование и дешевый труд. Поэтому продукция дорогая, и ее значительно меньше, чем необходимо. Также нет нужного оборудования. Имеющееся - еще советского производства и зачастую устаревшее. Коэффициент обновления оборудования на отечественных предприятиях составляет три-четыре процента в год и осуществляется за счет кредитных и собственных средств, а на зарубежных фирмах этот показатель - 15-17 процентов, что в значительной степени связано с инвестиционной поддержкой со стороны государства. Отечественные предприятия легкой промышленности страдают от недостаточного уровня инвестиций для модернизации и реструктуризации производства и от нехватки оборотных средств. Зачастую они не могут получить кредитование в банках. А последние при рассмотрении заявок от бизнеса оценивают залоговое имущество по очень низким ставкам, не рассматривают в качестве такого будущие контракты. После получения кредита предприятия вынуждены начинать оплату еще до того, как построят помещение и завезут оборудование. Еще один сдерживающий фактор - дефицит натурального отечественного сырья, прежде всего кожи и шерсти. Вся шерсть, состриженная с миллионов овец, шкуры, собранный хлопок, лен и прочие результаты труда фермеров сегодня не дают никакой добавленной стоимости. Они не становятся конечным продуктом, а в сыром виде уходят за рубеж и уже там превращаются в шубы, кожаные куртки, костюмы и платья. К тому же предприятия не могут покупать в больших количествах сырье (ткани, фурнитуру), поскольку у них нет больших заказов. Отсюда высокая цена, поскольку объемы небольшие, а скидки маленькие. Теневой импорт сводит на нет все усилия предпринимателей. Контрафакт дешевле за счет низкого качества, из-за отсутствия налогов и пошлин. Мы импортируем в 17 раз больше продукции легкой промышленности, чем продаем на экспорт. Нет и никаких перспектив. В прошлом году доля легкой промышленности в структуре промышленного производства составила незначительные 0,4 процента. Если завтра эта сфера исчезнет, то рядовые потребители этого не заметят. Основная масса предприятий легкой промышленности сегодня не готова к выполнению больших заказов и не способна несколько раз в год менять линейки продуктов в зависимости от сезона. Есть немало проблем с реализацией. Отечественную продукцию легкой промышленности реализуют в небольших магазинах, которые не образуют сети. Производителю приходится договариваться со множеством мелких реализаторов, а это означает большие затраты на управление. Сейчас легкая промышленность в Казахстане во многом поддерживается ведомственными госзаказами, за счет которых предприятия сохраняются на плаву. Но в силу разных причин это не дает возможности преуспеть в технологическом развитии, расширении ассортимента. В государственных закупках участвует большое количество поставщиков. Ориентируясь на низкую цену, заказчик получает некачественный импортный товар. Следовательно, бюджетные средства выводят из страны, спонсируя развитие экономики других стран.
Между тем у легкой промышленности Казахстана огромный потенциал роста. При среднем годовом расходе в 350 тысяч тенге в год на человека и численности населения в 18,3 миллиона человек емкость рынка составляет 6,4 триллиона тенге. Помимо этого существует огромный рынок продукции, приобретаемой на бюджетные средства. В этой связи в 2020-2024 годы планируют реализовать пул из 41 инвестиционного проекта в легкой промышленности на 52 миллиарда тенге с созданием 1,3 тысячи рабочих мест. Что же мешает Казахстану развивать эту социально-значимую отрасль, которая могла бы стать несырьевым драйвером ВВП, обеспечить высокую занятость населения и прежде всего среди женщин. В первую очередь это дороговизна производства. Отечественные предприятия вынуждены конкурировать с азиатскими производителями, использующими более современное оборудование и дешевый труд. Поэтому продукция дорогая, и ее значительно меньше, чем необходимо. Также нет нужного оборудования. Имеющееся - еще советского производства и зачастую устаревшее. Коэффициент обновления оборудования на отечественных предприятиях составляет три-четыре процента в год и осуществляется за счет кредитных и собственных средств, а на зарубежных фирмах этот показатель - 15-17 процентов, что в значительной степени связано с инвестиционной поддержкой со стороны государства. Отечественные предприятия легкой промышленности страдают от недостаточного уровня инвестиций для модернизации и реструктуризации производства и от нехватки оборотных средств. Зачастую они не могут получить кредитование в банках. А последние при рассмотрении заявок от бизнеса оценивают залоговое имущество по очень низким ставкам, не рассматривают в качестве такого будущие контракты. После получения кредита предприятия вынуждены начинать оплату еще до того, как построят помещение и завезут оборудование.
Нур-Султан |