|
Алла Иванилова В Казахстане с января этого года вступил в силу Закон “О статусе педагога”, который направлен на поддержку профессии школьных учителей и повышение престижа преподавательской деятельности. Документ предусматривает немало новшеств, которые уже заработали
Закон разработали по поручению руководства страны, и его ждала вся педагогическая общественность. Над его концепцией работали в течение трех с половиной месяцев более 60 человек, представляющих все сферы образования. Изучили аналогичные законы таких стран, как Китай, Финляндия, а также ближайших соседей - Кыргызстана, Узбекистана. За основу взяли модельный закон СНГ. Учителя страны проявили небывалую активность в обсуждениях. В целом поступило 18 тысяч предложений. Такой массовости при разработке законопроекта еще не было. А все потому, что учителя расценили это как реальную возможность изменить свое положение “бюджетных крепостных”. Однако в ходе его рассмотрения многие предлагаемые нормы так и не вошли в окончательный вариант, а сам закон оперативно принял парламент, чтобы он заработал с 1 января 2020 года. Самыми ожидаемыми нормами было снижение нагрузки и повышение заработной платы учителям. Необходимость в таких мерах назрела давно. Сейчас учителями становятся не по призванию, а лишь для получения высшего образования. Об этом говорит и тот факт, что в 2018 году выделили свыше восьми тысяч грантов на педагогические специальности, из них свыше четырех тысяч абитуриентов прошли с баллами ЕНТ 50-51. Таким образом, важнейшее дело - обучение детей - доверяют не самым выдающимся бывшим абитуриентам. А ведь от учителя, как бы это громко ни звучало, зависит будущее нации. По сравнению со странами ОЭСР казахстанские школьники значительно отстают. Чтобы исправить ситуацию, нужно повысить престиж педагогических специальностей, а для этого в первую очередь увеличить размер заработной платы. С 1 января этого года все педагоги в регионах получили повышенную заработную плату. Она стала выше на 25 процентов. Зарплату учителей будут повышать поэтапно каждый год в течение четырех лет. И к обозначенному сроку будет выше, по подсчетам чиновников, почти в 2,5 раза.
В Министерство образования и науки РК сейчас поступает много запросов от педагогов по поводу правильности начисления заработной платы. Бывает, что на местах где-то из-за человеческого фактора ошибаются, а где-то действительно злоупотребляют, неправильно начисляя зарплату. Для этого ведомство совместно с ИТ-сообществом разработало калькулятор зарплат. Это абсолютно бесплатный ресурс, благодаря которому учитель может самостоятельно просчитать уровень своей заработной платы. Кроме того, разработчики этой программы создали отдельный телеграм-чат, в котором можно задать интересующие вопросы Министерству образования и науки РК. Там же есть представители региональных управлений образования, финансовые работники, которые ответственны за начисление зарплат. Помимо ежегодного увеличения заработных плат предусматривается ряд новых доплат. Это доплата за степень магистра. Ее нет ни в одной отрасли, и она была предусмотрена для того, чтобы привлечь магистров в сферу образования и непосредственно в школы. Это мировая практика. К примеру, в странах ОЭСР доля магистров, работающих в школе, составляет 30-40 процентов, а в Казахстане - всего около 10. Предусмотрены различные меры поощрения тем учителям, чьи воспитанники получили призовые места на международных олимпиадах. Также впервые вводят новую доплату за наставничество. Она направлена на привлечение и закрепление молодых специалистов в школах. Педагоги с высоким стажем, большим опытом работы будут в течение одного года сопровождать молодого специалиста. Учитывая пожелания педагогического сообщества и депутатов, доплаты за проверку тетрадей и классное руководство увеличили в два раза. До 1 января 2020 года доплаты за профессиональное мастерство получали только учителя общеобразовательных школ. Закон “О статусе педагога” вводит единое понятие “педагог”. Все те, кто ранее был приравнен к педагогическим работникам, а это около 28 наименований, получают статус педагога. Это дает увеличение отпуска с 42 до 56 дней, право на сдачу Национального квалификационного теста, по итогам которого можно получать надбавку за свое мастерство от 30 до 50 процентов. До 1 января 2020 года такую надбавку получали около 300 педагогов, сейчас этот контингент расширился до 100 тысяч человек. Все те, кто сейчас работает в школе, дошкольной организации или колледже, могут сдать Нацквалтест и получать доплату. Руководящий состав ввиду того, что занимается административными функциями, ограничен в учебных часах, и, соответственно, уровень зарплаты у него был низкий. При разработке закона пересмотрели функционал руководящего состава. Доплату, которую будут выплачивать административному персоналу по итогам Нацквалтеста, увеличили до 100 процентов. Что касается снижения нагрузки на педагогических работников, то для учителей, работающих в общеобразовательных школах, она снизилась с 18 до 16 часов в неделю. В законе предусмотрена отдельная статья, в которой четко отражены нормы, предусматривающие защиту учителей от несвойственных функций, привлечения к различным работам, не связанным с их профессиональной деятельностью, а также предоставления различной отчетности, не предусмотренные Законом “Об образовании”. Работодатель должен создать такие условия для педагогического работника, чтобы он занимался только своими профессиональными обязанностями. Раньше за нарушение педагогической этики была административная ответственность. Когда готовили Закон “О статусе педагога”, посмотрели, сколько привлекли педагогов по этой статье и сколько они оплатили штрафов. Как показала практика, таких прецедентов не происходило. В этой связи ввели ответственность по аналогии с государственной службой - за нарушение педагогической этики предусматривается дисциплинарная ответственность. Кроме того, предусмотрена деятельность советов по педагогической этике.
Нур-Султан |