|
Алан Байтенов В Алматы вернется (хотя и не в полной мере) старый трамвай. Молодежь получит льготное жилье под пять процентов годовых. Муниципалитет возьмет на себя часть расходов на размещение детей в частных детских садах. Проблему пробок поручат решать специалистам из Москвы. В городе появятся мобильные экологические лаборатории, которые будут следить за уровнем выхлопа транспорта в режиме реального времени. И, наконец, разрабатывают электронную систему решения городских вопросов I-Azamat, а также рассматривают возможность создания электронной очереди на прием к акиму. Эти и другие вопросы обсуждали алматинцы с акимом города на мероприятии “Алматинский диалог - отчетная встреча”
Старый трамвай в Алматы если и появится, то только в виде интерактивного памятника. “В Стамбуле, в Турции, есть улица Таксим. Там ходит старинный трамвай. Конечно же, он работает больше на развлечение туристов. И мы обнаружили, что ниже “Зеленого базара”, в так называемом старом городе, где много домов постройки середины и даже начала минувшего столетия, есть сохранившийся участок трамвайного полотна. Возникла идея создать там исторически-культурную зону для привлечения туристов. При этом планируем приобрести винтажный вагон трамвая, чтобы он курсировал по определенному маршруту. Хотите прикоснуться к истории города? Добро пожаловать в историческую часть, где помимо поездки на трамвае также можно познакомиться с особенностями истории городской архитектуры”, - поделился градоначальник планами возрождения символов города.

“Мое мнение: к старому уже не вернуться. Вообще, это было затратное мероприятие... Поэтому алматинский трамвай останется историей нашего города, а мы продолжим делать акцент на развитии других, более современных и производительных видов транспорта”, - отметил Сагинтаев. При этом градоначальник добавил, что сегодня активно развиваются линии BRT, рассматривается вариант строительства LRT, а на маршруты выходят электробусы. Для того чтобы рассмотреть все проблемные вопросы, которые волнуют алматинцев, конечно же, одной встречи, пусть и в максимально открытом формате, недостаточно. Однако основные моменты градоначальник все же попытался разъяснить подробно. Так, Бакытжан Сагинтаев отметил, что для Алматы сейчас один из главных вопросов, требующих решения, - вопрос экологии. Есть как минимум два направления, которые “все портят”: транспортная перегруженность города и использование неэкологичного топлива, в том числе и ТЭЦ-2. По ТЭЦ-2: специалисты “Самрук-Энерго” сейчас готовят несколько вариантов решения проблемы. Представят их в апреле. Среди них может оказаться как вариант усиленной фильтрации “выхлопа” станции, так и вариант полного перехода на газ. Также может рассматриваться вариант строительства новой ТЭЦ. “Некоторые специалисты считают, что перевод на газ приведет к увеличению тарифа. И, мол, возникает вопрос: готово ли население? На что я им (представителям “Самрук-Энерго”. - “НП”) ответил - пожалуйста, делайте свою работу... Если надо будет, бюджет пойдет на это (на субсидирование разницы с целью сохранения существующего тарифа. - “НП”), чтобы жители не чувствовали дополнительной нагрузки на свой семейный бюджет. Считаем, что здоровье людей важнее направленных средств”, - отметил Бакытжан Сагинтаев. Что касается автотранспорта. К решению проблемы пробок уже привлекли специалистов из Москвы. Стало известно, что в городе в ближайшее время появятся передвижные лаборатории, которые будут следить за качеством выхлопа автомобилей. Обещают, что проверке могут подвергнуть всех участников дорожного движения, в том числе и городской общественный транспорт. “Если какие-то автомобили сильно загрязняют (порой подобное определяется визуально. - “НП”), можно будет остановить, измерить и, если что, отправить на штрафстоянку. Не важно, что везет: строительные материалы, продукты питания. Если же это автобус - высаживай людей. Задача - этого транспорта на линии быть не должно. За это будут ответственны хозяева этих транспортных средств”, - поделился планами аким города Алматы. К слову, о проектах газификации частного сектора. На отчетной встрече отметили, что совместно с Halyk Bank прорабатывают проект рассрочки для перехода на голубое топливо. По мнению акима города Алматы, это может быть актуально, если срок рассрочки начнется с одного года. Представитель банка отметил, что этот вопрос будут прорабатывать в ближайшее время. В этот момент к микрофону буквально прорвался некий, как он назвал себя, представитель бизнес-сообщества, и пообещал, что сможет взять на себя расходы по подключению 50 семей к газовому снабжению в Медеуском районе Алматы. К сожалению, он не представился публично. Однако призвал “людей, имеющих возможность”, вложиться в проект газификации домов некоторых семей Алматы, которые имеют сравнительно низкий доход. Тем самым создав “челлендж”, который в итоге приведет к улучшению экологической обстановки всего города. Зал встретил эту инициативу аплодисментами. Аким инициативу одобрил и выразил надежду, что члены делового совета при акимате города Алматы, как он выразился, “ведущие бизнесмены города” эту инициативу также подхватят и поддержат. Для решения подобных спорных, неоднозначных и очень важных вопросов, касающихся города и жителей Алматы, создается специальная электронная коммуникационная платформа I-Azamat, или с подачи акима - “активный гражданин”. Кстати, не исключено, что в скором времени появится система электронной очереди на прием к акиму города Алматы. Об этом сказал сам грандоначальник, отвечая на вопрос о том, почему рядовому горожанину порой бывает сложно пробиться на прием к высокопоставленному чиновнику. В качестве прозвучавшего предложения: человек после подачи заявки сможет лично наблюдать за продвижением своей очереди.

Кроме экологии для горожан также очень важен вопрос социальной устроенности. С этой целью разработали программу “Алматы жастары 3.0”. Проект направлен на поддержание работающей молодежи в части получения жилья. Целевая аудитория - сотрудники бюджетной сферы возрастом до 35 лет. Перечислены следующие профессии: учителя, врачи, преподаватели вузов, представители сферы культуры, спорта, журналисты и ученые. Сумма - около 13 миллионов тенге. Первоначальный взнос - 10 процентов, ставка около пяти процентов годовых. Срок кредита - от трех до 25 лет в зависимости от индивидуальной платежеспособности. На эти цели акимат города Алматы направит около 10 миллиардов тенге, а “Жилстройсбербанк” - три миллиарда тенге. Еще, что примечательно, муниципалитет возьмет на себя часть расходов по устройству детей в частные детские сады. “Мы планируем размещать госсоцзаказ на дополнительные услуги в частных детских садах. Это позволит уже не выбирать государственный или частный - оплата будет везде одинаковая”, - отмечает аким города Алматы. Напомним, что по государственному социальному заказу покрывается основная плата за место в детском саду. Поэтому родители предпочитают государственные. В то же время дефицит сегодня составляет около 18 тысяч мест. Предложенная инициатива позволит заполнить уже имеющиеся частные дошкольные учреждения и подтолкнет к созданию новых.
Справка “НП” Бакытжан Сагинтаев окончил Казахский государственный университет имени С.М. Кирова в 1985 году по специальности “экономист”. Имеет степень кандидата экономических наук, тема диссертации “Уровень и условия жизни городского и сельского населения”. Трудовую деятельность Бакытжан Сагинтаев начал преподавателем кафедры политэкономии Алма-Атинского института народного хозяйства. Далее, с 1988 по 1992 год, работал в Казахском государственном университете имени С.М. Кирова (позже - аль-Фараби), где прошел путь от ассистента до доцента кафедры социологии. После нескольких лет, проведенных в частном бизнесе, перешел на государственную службу, когда в 1998 году его назначили заместителем акима Жамбылской области. С 2002 по 2004 год работал первым заместителем председателя, а с 2004 по 2007 год - председателем Агентства РК по регулированию естественных монополий. С 2007 по 2008 работал руководителем Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан. С 30 сентября 2008 года по 20 января 2012 года являлся акимом Павлодарской области. С 20 января по 24 сентября 2012 года занимал пост Министра экономического развития и торговли Республики Казахстан. В сентябре 2012 года - январе 2013-го являлся первым заместителем председателя партии Nur Otan. 16 января 2013-го назначен Министром регионального развития Республики Казахстан - первым заместителем Премьер-Министра Республики Казахстан. 7 апреля 2014 года стал первым заместителем Премьер-Министра Республики Казахстан. 8 сентября 2016 года назначен исполняющим обязанности Премьер-Министра Республики Казахстан, а затем и Премьер-Министром. 28 сентября 2016 года одновременно назначен председателем совета директоров АО “Фонд национального благосостояния “Самрук-Казына”. 21 февраля 2019 года Президент Казахстана отправил правительство Сагинтаева в отставку. А уже 1 марта 2019 года Указом Президента Республики Казахстан Сагинтаева назначили Государственным секретарем Республики Казахстан. 24 марта 2019 года Указом Президента Республики Казахстан назначен руководителем Администрации Президента Казахстана. 28 июня 2019 года Указом Президента Республики Казахстан освобожден от должности руководителя Администрации Президента Республики Казахстан в связи с переходом на другую работу. С 28 июня 2019 года является акимом города Алматы.
|