Ольга Шишанова В Казахстане будут строить резиновые дороги, эффективность применения которых доказали местные ученые. Об этом стало известно в ходе подписания меморандума о сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды между Комитетом экологического регулирования и контроля Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК и АО “НК “ҚазАвтоЖол”
За последние несколько лет состав и интенсивность движения на дорогах Казахстана существенно возросли. Вместе с этим увеличились количество автомобилей и транспортная нагрузка на дорожное полотно, однако при такой загрузке сама дорожная сеть, по мнению экспертов, растет гораздо медленнее, чем это необходимо на сегодняшний день. Чтобы решить эту проблему, дорожники хотят ввести в эксплуатацию новые автодороги, попутно ремонтируя старые. Отличительной чертой новых дорог станет их резиновое покрытие. По данным специалистов, отечественные ученые в течение двух лет исследовали прокладку асфальта с применением резиновой крошки. Апробация проводилась в научном институте КаздорНИИ. После чего научно подтвердили, что в отличие от обычного полотна такие трассы оказываются прочнее и долговечнее в два раза. Кроме того, резиновое покрытие может выдерживать температурные нагрузки от +60 до - 40 градусов по Цельсию, а также устойчиво к образованию колеи и трещин. Учитывая все эти показания, казахстанские ученые смогли разработать нормативы для производства нового дорожного покрытия в разных регионах страны с разными природно-климатическими условиями. Любопытно, что такой “резиновый” асфальт давно и успешно применяют в США и странах Европы. В Казахстане этот материал будут получать после переработки старых автошин, тем более что ежегодно в республике накапливается около 80 тысяч тонн резиновых покрышек, а на переработку уходит не более 40 процентов. Поэтому специалисты считают, что в будущем этот показатель может быть значительно увеличен за счет массового применения резиновой крошки в производстве асфальта.
Подтверждая эти данные, сотрудники департамента дорожных конструкций и материалов АО “КаздорНИИ” уверяют, что их испытания говорят о том, что “эту крошку можно применять в любом регионе Казахстана, нужно только провести правильный подбор исходного битума в зависимости от региона строительства и правильный подбор дозировки крошки. И тогда крошка может спокойно выдержать температурные колебания до минус 40 градусов по Цельсию”. Еще одним новшеством, которое может быть широко внедрено в дорожно-строительную отрасль республики, обещает стать применение при строительстве дорог других промышленных отходов, таких как, например, золошлаковые отходы, бокситовый шлам, зола уноса, зола гидроудаления. Использование всех этих шлаков позволит не только уберечь природные ресурсы и остановить загрязнение окружающей среды, считают в Министерстве экологии, геологии и природных ресурсов РК, но и придать лишнее сцепление колесам автомобилей с покрытием трассы, тем более что многие водители давно жалуются на “чистое” цементно-бетонное покрытие, поскольку именно такие дороги быстро покрываются льдом, а в дождь становятся весьма скользкими. Потому-то дорожники и стремятся к внедрению более дешевых и эффективных строительных материалов, которые позволят улучшить качество дорожной “одежды” и тем самым, как уже говорилось, увеличить межремонтный срок автомобильных дорог. Что, соответственно, сократит расходы и на их обслуживание. Таким образом, учитывая факт накопления в стране более 22 миллиардов тонн отходов (при этом ежегодно образуется до 700 миллионов тонн новых), АО “НК “ЋазАвтоЖол” в сотрудничестве с Министерством экологии, геологии и природных ресурсов будет изыскивать им новое применение в области строительства и реконструкции республиканских трасс в ближайшие пять лет. Нур-Султан |