Алла Иванилова Ключевое звено в успешном функционировании системы образования - директора школ. При этом многие из них превратились в “свадебных генералов”. С другой стороны, то и дело всплывают факты, что руководителя той или иной школы уличили в получении взятки за трудоустройство. При таком “слабом звене” все многочисленные реформы в образовании грозят оказаться безрезультатными. Пока чиновники заняты написанием очередных госпрограмм, страдают дети и наживаются мошенники
Недавно в Алматы задержали 40-летнего мужчину, которого подозревают в мошенничестве. Как следует из материалов уголовного дела, он звонил директорам алматинских частных школ и, представляясь сотрудником одного из государственных органов, сообщал о якобы предстоящем заседании по проблемам частного образования. Он настаивал на обязательном участии руководителя частной школы и требовал перечислить на его электронный счет денежные средства для приобретения авиабилетов, обещая компенсировать все расходы по приезде делегата в город Нур-Султан. После получения денег предприимчивый “чиновник” отключал свой мобильный телефон. Подозреваемого, которого, как оказалось, ранее неоднократно судили по аналогичным фактам, задержали. На сегодня доказана его причастность к четырем таким эпизодам. Не исключено, что их может быть больше. В этой связи полицейские просят пострадавших обратиться с заявлением. И не беспечность или доверчивость директоров школ, а системные проблемы позволили процветать этому виду мошенничества. Случай красочно демонстрирует, что сегодня происходит в среднем образовании.
|
Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов
|
Ключевое звено в успешном функционировании этой системы - директора школ. При этом многие из них превратились в “свадебных генералов”. То и дело всплывают новости, что руководителя той или иной школы уличили в получении взятки за трудоустройство. Школы стали “вотчинами” со своими “хозяевами”, которые устанавливают свои правила. Причем многие директора школ работают по 5-20 лет без ротации. Об этом заявлял сам министр образования и науки Асхат Аймагамбетов. Сегодня, как говорят чиновники, за директорами школ стоят непростые люди. Об этом заявлял первый заместитель председателя партии Nur Otan Бауыржан Байбек во время обсуждения законопроекта “О статусе педагога” на заседании правового совета партии. “Многие директора школ не хотят ничего менять. Особенно в столице, где за многими стоят непростые люди. Тут просто так убрать директора школы сложно”, - отметил Байбек. Чтобы сделать директоров школ ближе к народу, в республике выдвинули инициативу - они должны “переехать” в кабинеты на первых этажах. Кто готов к таким изменениям, проходит “экзамен”. Но поменять кабинет - это лишь малая часть. Нужно полностью поменять менеджмент в школах. При найме директоров основное внимание уделять их навыкам, компетенциям и способностям руководить. Поскольку 60-70 процентов их рабочего времени уходит на решение административных вопросов. Они являются больше хозяйственниками, чем управленцами учебно-воспитательного процесса. При этом директорами казахстанских школ в основном становятся опытные учителя. В Сингапуре, стране, занимающей лидирующее место в мировом рейтинге школ 2015 года, процесс отбора директоров школ - один из самых строгих. В их образовательной системе существует программа определения лидерских качеств учителей. Ежегодно оценивают лидерский потенциал всех педагогов. Таким образом, набирается резерв управленцев школ. Ежегодно только 35 процентов кандидатов отбирают на лидерские позиции. Каждые 5-6 лет директора переходят работать в другие школы. Это позволяет привнести свежий взгляд на развитие каждой школы, а также способствует профессиональному развитию управленцев. Одним из вопросов, требующих решения, является отсутствие стимулов для привлечения и удержания эффективных руководящих кадров школ. В стране много вакансий руководителей школ и их заместителей. Но их заработная плата по сравнению с педагогами гораздо меньше, а ответственности больше. Между тем в Великобритании максимальная ежемесячная оплата труда руководителей организаций образования может быть в два-три раза выше учительской. Учитывая предстоящие реформы в образовании, большая доля ответственности ляжет на плечи руководителей школ. Эксперты ОЭСР отмечают, что без соответствующей поддержки директора школ могут стать самым слабым звеном в реализации намеченных планов.
Нур-Султан |