|
Алла Иванилова Один из самых ожидаемых законопроектов года “О статусе педагога” одобрили вчера в первом чтении на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК. У депутатов немало нареканий к этому проекту закона, которые, они надеются, устранят ко второму чтению
Напомним, что этот законопроект разработали по поручению руководства страны. На протяжении последнего года его активно обсуждали, и вот наступил кульминационный момент, когда документ рассмотрели в стенах Парламента РК пока лишь в первом чтении. Стоит отметить, что дискуссии по нему были жаркими. Мажилисмены высказали недовольство относительно того, что Правительство РК проигнорировало главное поручение руководства страны - сократить нагрузку на учителей и учеников. В правительственном варианте эту норму не предусматривали. В этой связи депутаты внесли свою норму, которая снижает нормативную учебную нагрузку в неделю с 18 до 16 часов. Однако в Кабмине ее посчитали затратной и оценили в 200 миллиардов тенге. Дело в том, что Минобразования по-своему расценило снижение нагрузки, забрав пару часов у одного педагога и отдав их другому. В связи с этим “затратность”, ведь необходимо расширять штат, платить зарплату. При этом нагрузка на учеников при таком раскладе не меняется. Мажилисмены не согласны с таким “сценарием”, требуют неукоснительно выполнять поручения руководства страны и до второго чтения проработать этот вопрос.
Еще один спорный момент, на котором заострили внимание депутаты, касался электронного дневника “Кунделик”. Конституция страны гарантирует бесплатное получение среднего образования, однако на деле это право нарушается. Некоторые функции электронного дневника платные, в том числе мобильное приложение, что вызывает недовольство родителей школьников. “Если необходимо получить информацию через мобильное приложение, в том числе рейтинги, аналитику, сравнение, то за это родители должны платить согласно договору с МОН и услугодателем”, - заявил Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов. Такое положение дел парламентарии расценили как нарушение конституционных прав и настаивают на том, чтобы весь функционал системы стал бесплатным. Общеизвестно, что соучредителем ТОО “Кунделик” являются партнеры из Российской Федерации - проект “Дневник.ру”. По словам депутата Аманжана Жамалова, с этой компанией “вообще нельзя связываться”. “Или с ней нужно жестко поговорить”, - предложил народный избранник. Между тем глава Минобразования сообщил, что сейчас ведутся переговоры с услугодателем, чтобы предоставить бесплатный доступ к мобильному приложению. Депутаты в этом вопросе категоричны и считают, если не удастся договориться с “россиянами”, то необходимо искать им замену среди отечественных компаний. Кроме того, казахстанские педагоги отмечают сложности в работе системы “Кунделик” из-за отсутствия стабильного интернета в ряде регионов страны. Особое внимание депутаты уделили гарантиям защиты чести и достоинства педагога. Если раньше существовало золотое правило - учитель всегда прав, то сегодня у учителей нет вообще никаких прав. Более того, в последнее время участились случаи, когда педагоги подвергаются нападкам, а порой даже и насилию. В этой связи депутаты предложили норму об административной ответственности за посягательство на честь и достоинство педагогов. Это совершенно новая норма, которая вводится впервые. Также подняли вопрос о привлечении учителей к несвойственным их профессиональной деятельности функциям. В правительственном варианте депутаты увидели противоречие между отдельными нормами. “Здесь есть интересный момент, в статье 6 в первом подпункте второго пункта отмечено, что недопустимо привлечение педагога к несвойственным ему профессиональным обязанностям. Однако в статье 15 пункте седьмом отмечено, что педагог обязан помогать социальному, культурному и экономическому развитию общества. Я считаю, помогать социальному, культурному и экономическому развитию общества не входит в профессиональные обязанности педагогов”, - высказался депутат Бекболат Тлеухан. Учитывая, что “максимальное время учитель должен быть с учениками, а не на мероприятиях”, народные избранники настаивают на исправлении этого противоречия.
Сегодня 81 процент учителей - это женщины. Чтобы привлечь в школы больше педагогов-мужчин, депутаты предлагают для них отсрочку от воинской службы. В первоначальном проекте таким правом наделялись только сельские учителя. Но главным стимулом здесь является заработная плата. Именно по этой причине мужчины не идут работать в школы. Поэтому предусматривается, что с 1 января 2020 года зарплата педагогов возрастет на 25 процентов и в два раза в течение последующих четырех лет. Кроме того, законопроектом предусмотрена доплата в двукратном размере за классное руководство и проверку тетрадей, увеличение периода отпуска и другие меры. Однако только экономических стимулов, как считают парламентарии, недостаточно. Они полагают правильным согласиться с предложением педагогической общественности о выходе на пенсию по выслуге лет. Напомним, в первоначальном варианте была норма, предусматривающая такое право при наличии 30-летнего стажа педагогической работы. Однако ее исключили, мотивировав тем, что за этот период учителя не успевают сделать достаточных пенсионных накоплений, чтобы иметь возможность дожить на них до конца своих дней. Однако, как считают парламентарии, эта проблема касается не конкретно данной категории работников, а в целом пенсионной системы. При этом ранее министр образования и науки Асхат Аймагамбетов высказывался по этому поводу: “Если мы предоставим педагогам такое право, то представители других профессий - врачи, работники культурной сферы - тоже поднимут этот вопрос”.
Нур-Султан |