|
Можно дурачить многих и долго, но нельзя же - всех и всегда
Среда падения
Кульминацией черной недели нынешнего февраля стала черная среда. День, когда наши самые черные ожидания “засветились”. Тенге обвалился. Как бы ни облекали банкиры и чиновники этот факт в обтекаемые словесные формы, суть произошедшего уже не изменишь.
Является ли обвал частью пресловутой правительственной антикризисной программы - вопрос, наверное, столь же глупый, как и вопрос, почему этот обвал сделали так пожарно и так грубо.
Один из вариантов ответа подсказал в ту же черную среду генеральный директор АО “Арселор Миттал Темиртау” Франк Паннир: “Я благодарен казахстанскому правительству за это решение. Об этом (о девальвации. -
С.К.) я говорил и несколько дней назад при встрече с его превосходительством премьер-министром Масимовым во время его визита на “Арселор Миттал Темиртау”.
Следом отозвался генеральный директор ТОО “Корпорация “Казахмыс” Эдуард Огай: “Девальвация положительно скажется на производстве и поможет снизить себестоимость наших затрат”. А председатель Комитета мажилиса по финансам и бюджету Гульжана Карагусова картинку как бы завершила: “...Пока мы не достигнем определенного равновесного положения, которое позволит наш экспорт сделать конкурентоспособным, думаю, что это (девальвация. -
С.К.) будет продолжаться”.
Какой наш экспорт, уточнять, наверное, не стоит. И для кого этот экспорт ровно отец родной - тоже не надо уточнять. Выходит, поговорил этот экспорт кое с кем и нате вам...
А нам-то что делать? “...Бегите в обменник и продавайте доллары”. Это уже “засветился” со своим советом вице-министр финансов Руслан Даленов. А председатель Нацбанка Григорий Марченко, провозвестник черной среды, отметил в своем выступлении, что уровень обвала тенге, это “...разумный компромисс между интересами отраслей национальной экономики”. О каких отраслях речь - мы уже сказали. Между их интересами все, значит, и решается.
Нехорошо как-то получается. Вот банкирам, которые в прошлые годы с нас же денежки собирали, Нацбанк и правительство помогать, что называется, всегда пожалуйста. В миллиардах долларов. “Отечественным производителям”, сиречь, тем, кто выкачивает из земли все, что только можно выкачать, тоже: чего изволите? Девальвацию? Да без проблем! Сколько надо? Столько и спустим. Лишь бы на Лондонской бирже вы смогли свое “производимое” продать.
А мы уж как-нибудь, не в первой. Не про наши интересы речь.
И о нас, грешных, ни председатель Нацбанка, ни член парламента, ни “производители”, никто в эту черную среду даже и не упомянул. Спасибо хоть вице-министру - посоветовал что делать.
Оно, конечно, всем все давно понятно. Вот госпожа Карагусова, к примеру, в свое время возглавляла национальную комиссию по ценным бумагам и всенародно обещала, что уже в начале этого века у нас вовсю будет функционировать корпоративный рынок ценных бумаг. Тогда, быть может, нам от роста цены на акции того же “Казахмыса” на бирже и был бы прок, потому как мы эти акции могли бы покупать. Но обещания Карагусовой, как и ожидалось, остались на ее совести. И нам от этих акций проку никакого.
Или тот же г-н Марченко, неоднократно заявлявший, что наша банковская система - самая совершенная в СНГ. А теперь эта система без государственных, сиречь, опять же без наших, денежек на ногах стоять не может. Как же это так? Но у нас на такие вопросы чиновники вразумительно отвечать не привыкли, не принято. Так же, как и вообще за что-либо отвечать. Так что - бегите в обменник... |